Таким образом, исходя из этих расходов, Польша займет место ниже Греции, которая находится в конфликте с Турцией, и является банкротом, но выше Франции.
Основные силы польской армии должны состоять из тяжелой артиллерии и ПРО, а также ракет среднего радиуса действия с автономной системой наведения. Министерством обороны планировалась модернизация Т-72 и ПТ-9 и создание своего танка. Необходимо подчеркнуть, что Министерство уже объявило, что не будет поддерживать польский проект «Гепард», а новый танк будет построен в сотрудничестве с НАТО.
На практике это может означать повторение нашего участия в убыточном американском аукционе, когда мы покупали лом — в два раза дороже, в то время как из Франции былo лучшее предложение (например «Мистрали»), и это в очередной раз, приведет к тому, что польская армия получит брак, минуя польскую военную промышленность.
Безусловным приоритетом вооружения Войска Польского будут ударные вертолеты и 24-е американских самолета F-35. Вероятно, и подводные лодки военно-морского Флота должны быть оснащены ракетами «Томагавк» — потому что они «имеют потенциал сдерживания».
Любимицей Мацеревича являются войска Территориальной Обороны, которая, по его мнению, современная. Хотя произошло это после волны критики, высказанной многими военными экспертами. «Если бы Войска Территориальной Обороны в польской армии были бы наиболее современные — это означало, что мы потеряли обороноспособность», — заключил генерал Александр Пацек, бывший ректор Академии Национальной Обороны.
В свою очередь Томаш Семоняк, бывший глава Министерства Обороны, назвал Территориальную оборону — армией отпускников, обучение которых длится 16 дней. Войска Территориальной обороны будут оснащены пистолетами и винтовками, бронежилетами и приборами ночного видения.
На самом деле вопрос прост: Военно-территориальная оборона заменяет основную военную службу, которую ликвидировала Гражданская Платформа.
Обучение по сокращенной программе делает из нее пехоту, или скорее, поддержку основной армии — корпус партизан. Другими словами, в реалиях войны военно-территориальная оборона ведет партизанскую борьбу, когда вооруженные силы уже разбиты.
Мы также должны изменить подход к защите Балтийского моря с большим акцентом на подводные лодки, которые должны быть оборудованы не только элементы защиты, но и самолетами, и средствами сдерживания», — сказал Мацеревич.
Перед началом Второй Мировой Войны польское адмиралтейство было подвергнуто критике за инвестирование в крупные военные корабли и подводные лодки в тесной и удобной для закрытия бутылке (Балтийском Море). Как показала история, большинство из них хорошо воевали, поддерживая Союзников. Единственным их достижением на Балтике, было то, что они были в состоянии из него выбраться. В этом случае возникает такое впечатление, что морская флотилия снова модернизируется для использования в «не польских» водах.
Слова Мацеревича об оснащении подводных лодок самолетами нельзя принимать серьезно — до сих пор все подобные эксперименты потерпели неудачу. Благодаря вышеуказанным улучшениям Польша будет в состоянии противостоять любому врагу — «это следует из анализа военных игр», — комментирует заместитель министра Жатковский.
Здесь нет иллюзий, в настоящее время единственным врагом для Мацеревича не только «может быть», но, обязательно, должна быть Россия. «Эскалация Москвой регионального конфликта с участием одного или нескольких государств-членов НАТО, является реальной перспективой», — сказал Министр Обороны. Тем не менее, благодаря реформе вооруженных сил Польша должна быть способна не только остановить агрессора, но и прийти на помощь союзникам. Означает ли это, что военно-территориальная оборона будет способна вести партизанскую войну, а корабли отправятся защищать Англию? Как это уже имело место более 70 лет назад (при чем военно-территориальной обороны тогда не существовало, и командование бежало из страны в первые дни войны).
План Министерства Обороны встретился с волной критики:
— «Кроме предварительного рассмотрения ничего нового не услышали. Войска военно-территориальной обороны постоянно перепрофилируются, при этом наблюдается хаос, беспорядок, падение морального духа солдат, держащих зонтик над каким-то недоумком», — прокомментировал бывший командующий ген ГРОМ Роман Полко.
Это уже все было. Говорят, что история любит повторяться. В 1939 году, когда до польских политиков дошло, что приближается война, ускоренными темпами были заключены союзы с Англией и Францией, еще раньше началась «реформа» армии, направленная на отзыв/арест опытных, но неугодных генералов (например, Розвадовского), а при этом, народ собирал деньги на вооружение армии.
Да и сегодня отзывая некоторых генералов с должностей, и заменяя их специалистами в области формации, Мацеревич рассчитывает на широкую социальную поддержку, если военно-территориальная оборона будет пользоваться популярностью (никаких усилий, но пострелять дадут) как он сам, хотя в обществе он слывет человеком неуравновешенным — по крайней мере.
Уже на первый взгляд видно, что новая польская армия будет, прежде всего, дорогой и связанной контрактами с американским военным бизнесом, который уже много лет заводит спираль: Сербия, Ирак, Афганистан и т. д.
Ничто не служит лучше реализации таких интересов, как атмосфера вялотекущей войны, ее угроза. Именно так был создан миф о российской агрессии, согласно которому Россия нападет на НАТО? На это ответа нет до сих пор. Зато заявлено, что Польша будет отважно защищать НАТО от российской агрессии.
Мацеревич заметил даже, что польские районы находятся в окружении потенциальных врагов (России, Беларуси), но словом не обмолвился о том, что Калининград в таком случае, как в НАТОвском море.
Что выйдет из планов Мацеревича? Время покажет, хотя у меня складывается впечатление, что цель — вовсе не реформа, а усиление военной пропаганды и заключение соглашений с западными военными концернами.
Давид Худжец
Перевод с польского
Евдокии Милошевич