Сегодня издание «Коммерсант», ссылаясь на источники в Киеве, сообщило, что с 1 июля Украина может прекратить железнодорожное сообщение с Россией. Предлогом якобы станет нежелание РЖД прекратить пассажирские перевозки в Россию из неподконтрольных Украине регионов, в частности, из Донецка, что, по мнению украинской стороны, нарушает «суверенитет и территориальную целостность Украины». В госадминистрации железнодорожного транспорта Украины «Укрзализныця» информацию о прекращении сообщения не подтверждают и не опровергают, отмечая, что решение еще не принято. РЖД о планах украинской стороны уведомлений не получала.
О том, какие последствия ждут граждан и железнодорожников с нами поделился Александр Абросимов, начальник поезда из Харькова, председатель свободного профсоюза железнодорожников.
- Александр, сегодня источники сообщили изданию «Коммерсант» о том, что Украина планирует прекратить железнодорожное сообщение с Россией. Возможно ли это, что вам известно?
— То, что есть такой вариант отмены поездов в Россию — вполне ожидаемо. Огромное количество интернет-ресурсов, сообщивших об этом, однако к нам пока информация не поступала. Если наше правительство примет решение о прекращении ж/д сообщения, то это повлияет на нашу дальнейшую работу. Потому что это рабочие места. Например на Питер идет вагонов 6-7, но это хоть какое-то сообщение. Родственные связи на востоке Украины тесно повязаны с Курском, Белгородом, Орлом. До Белгорода 70 км, а до Львова больше тысячи. То есть это ударит по простым людям и, конечно, по железнодорожникам, у которых станет меньше работы.
- Но всегда есть обходные пути, как это было в Крыму. Поезда не ходят, зато ходит частный автотранспорт.
— Да, перекрыв железные дороги, они отдадут все в руки частников. В Крым тоже не ходят поезда, но частными автобусами вы можете уехать отдыхать и в Ялту, и в Симферполь, и в Судак, куда ходите.
— То есть речь о переделе бизнеса?
— И это тоже. «Укрзализниця» уже не пускает поезда в Крым, но я не видел, чтобы с вокзала не отправлялись автобусы на Крым или на Белгород. Хоть электрички уже не ходят до Белгорода. Это все попало в руки частного извоза. Если они хотят передать в руки частных перевозчиков все остальное, то как будут добираться те же гастарбайтеры. Есть поезд Львов-Москва. Он возит львовян, которые считают Россию страной-агрессором, на заработки. Они ездят работать в Польшу, Румынию, Европу, но очень многие по-прежнему едут в Россию. Чем они теперь будут добираться? Я что-то не слышал и не видел, что собираются перекрыть и автомобильное движение. Если вы перекрываете железнодорожное сообщение, почему оставляете автомобильное? Вы лишаете нас железнодорожников, которые платят налоги, работают официально, приносят доход государству. Гастарбайтеры, конечно, все равно найдут какие-то левые пути. Старые вагоны на направлении Питер-Москва, Харьков-Москва — их невозможно будет пустить по направлению Харьков-Варшава, Харьков-София, их не пустишь за границу, их просто не пропустят по техническому состоянию.
Что произойдет? Опять будет загружаться Львовское направление — Закарпатье. Насколько его еще можно загружать, они уже и так туда все поезда кинули. Где работать и что обслуживать?
— Как вы считаете, какова реальная причина перекрытия ж/д сообщения, действительно оправданием для перекрытия служит нарушение территориальной целостности Украины в результате курсирования поездов из зоны АТО в Россию, или же это политический мотив?
— Решение чисто политическое. У многих украинских политиков, согласно сообщениям в СМИ, есть процветающий бизнес в стране-агрессоре. Если принимаете решение, то полностью, а не наполовину.
— Помните, в марте радикалы уже блокировали железную дорогу в Сумской области в Конотопе, но тогда украинские власти их разогнали достаточно быстро. Взгляды изменились?
— Грузовые перевозки приносят гораздо больший доход, чем пассажирские. Поиметь с состава пассажирского вагона Харьков-Москва, или же с состава грузового поезда, речь совсем о других деньгах. Я думаю, что перекрыв пассажирское движение, грузовые поезда будут ходить.
— Как утверждает УЗ, пассажирский поток упал на 60%. Откуда и куда больше пассажиропоток и с чем это связано?
— Раньше железнодорожный транспорт был социально-доступным, сейчас проезд весьма подорожал. Не для всех социальных слоев он теперь доступен. То, что для Украины Россия является страной-агрессором тоже повлияло. Но с Западной Украины все равно очень много людей выезжают на заработки в Россию, они ездили и будут ездить. Пассажиропоток будет и никуда от этого не денешься.
— Какие направления наиболее загружены? Откуда едут те же гастарбайтеры?
— Я вижу, что наиболее загруженное направление Львов-Москва. То есть это наши коренные украинцы, составы переполнены.
— Как думаете, сколько потребуется на то, чтобы воплотить запрет в жизнь, и что тогда делать с сотрудниками железной дороги?
— Сотрудников можно забраковать под медкомиссии, под нарушение трудового распорядка, один-второй выговор и увольнение. Можно кинуть через сетку дополнительных экзаменов и завалить неугодных. Методов масса. Даже не вдаваясь в то, чтобы сделать это официальным путем.
— Будут ли бунты железнодорожников или это бесполезно?
— Они бунтуют постоянно. Но к этому уже привыкли. Если сейчас в СМИ прошла очередная тема, что против Войцеха Бальчуна возбудили уголовное дело, что он якобы незаконно выдал 5 окладов своим подчиненным, своей команде, а оклады там мама не горюй. То есть используют железную дорогу как средство наживы. Я не увидел каких-либо улучшений за время его работы. Как не было у нас нормального финансирования, как ни закупались новые вагоны, кондиционеры и всего остального, так все и осталось.
— Озвучивались ли какие то конкретные суммы и сроки модернизации дорог и составов, было ли что-то выполнено?
— Да, говорили, что до 2020 года будет много чего. Но руководство до 2020 еще 100 раз поменяется, и то что обещают эти, не будут выполнять следующие. Власть поменяется, поменяется руководство. Вот был гендиректором «Укрзализницы» Владимир Козак, который обещал, что не будет приватизации дороги. Сейчас уже говорят о частной железнодорожной компании. Вы же говорили, что ничего это не будет еще три года назад, когда мы выходили на улицы? Как же так?
— Что ж, будем ждать новой информации и надеяться на лучшее
— Будем, но надеяться на лучшее уже не приходится. В свое время я пришел, как только Бальчун занял пост управляющего «Укрзализницей», я ему подал предложения на 19 листах. Прошел год, и ничего. Я выставлял эти предложения три раза, и в интернете, и открытым письмом, но ничего, все до лампочки.
— Но ведь Бальчун тоже не самостоятелен…
— Именно поэтому он ничего и не предпринимает.