Вчера Верховная Рада Украины в первом чтении и в целом приняла закон, согласно которому отменяется «закон Савченко».
Теперь на Украине снова действует правило «день за день»: день предварительного заключения засчитывается за один день лишения свободы после соответствующего приговора суда. Ранее — при «законе Савченко» действовало правило «день за два». Один день в СИЗО засчитывался за два дня лишения свободы.
Реакция не заставила себя ждать. СМИ Украины сообщают о том, что в тюрьмах назревают бунты. Источники издания Strana.ua из Мариупольского, Одесского и киевского Лукьяновского СИЗО сообщают о росте недовольства заключенных.
В грядущих бунтах рядовых заключенных может поддержать верхушка уголовного мира Украины.
«Воровской ход всегда на стороне людей в неволе и поддержит их, если закон Савченко отменят. Люди не должны страдать из-за глупости депутатов», — сообщил изданию один из криминальных авторитетов.
Правозащитник Владимир Чемерис рассказал Ukraina.ru чем вызвана и чем чревата отмена закона.
Насколько конституционна отмена «закона Савченко», ведь основной закон прямо указывает, что недопустимы те законодательные изменения, которые сужают права украинцев?
— Первую глупость сделали, когда приняли «закон Савченко», вторую — когда его отменили. Отмена «закона Савченко» неконституционна потому, что в Конституции четко записано, что нельзя сужать тот объем прав, который есть у людей. Поскольку те права, которые раньше имели заключенные, уменьшены, это противоречит Конституции.
Но ответ на этот вопрос официально может дать только Конституционный Суд. Я не исключаю, что будет обращение в КСУ относительно такого уменьшения прав, но для этого нужно или 45 депутатов, или обращение правительства и президента. Я сомневаюсь, что депутаты, правительство или президент сделают такое обращение.
Но это может сделать омбудсмен. В принципе может, но не может сейчас, так как на носу выборы омбудсмена.
Сам по себе «закон Савченко» привел к очень негативным последствиям. До суда в СИЗО среди прочих находились и люди, которые обвинялись в тяжких преступлениях. И они получили возможность выйти на свободу раньше. И выйдя на свободу они продолжили заниматься тем, чем занимались раньше. Несколько процентов во всплеске преступности — хотя большинство, конечно, связано с абсолютно неудачной полицейской реформой и общим экономическим и социальным положением в стране — добавил «закон Савченко».
Что будет с теми людьми, кто находится в СИЗО сейчас? Как им будут пересчитывать сроки заключения? По «закону Савченко» или уже по старой-новой норме «день за день»?
— Мы здесь видим абсолютное неравноправие. Люди, которые находились эти два года, когда действовал «закон Савченко, в СИЗО вышли на свободу раньше. Теперь же такие арестованные будут выходить на свободу позже. Это очевидное неравноправие.
Как будет действовать этот закон? В Украине всего можно ожидать. Но если будет действовать тот принцип, который есть во всем мире — о том, что закон не имеет обратной силы, те люди, которые находились в СИЗО во время действия «закона Савченко» независимо от того, пребывают ли они под арестом сейчас, имеют право требовать, чтобы их освободили раньше. Не будут иметь такого права только те люди, которые попали за решетку после отмены закона. То есть со вчерашнего дня.
В чем причина, что депутаты отменили «закон Савченко» именно сейчас? Связано ли это с выбором омбудсмена, который не сможет оспорить эту отмену в КСУ?
— Не думаю, что это связано с выборами омбудсмена. Надо вспомнить, когда принимался этот закон. Тогда говорили о так называемых политзаключённых и произволе правоохранительных органов, и тогда это воспринялось «на ура». По сути, тогда не было существенных возражений против принятия закона, тем более, его формальным автором была Савченко, которая находилась в тюрьме в Российской Федерации.
Сейчас кардинально другая ситуация. Во первых — всплеск преступности, который, правда, происходит не столько из-за действия «закона Савченко», но эта отмена может немного успокоить народ. А во-вторых сама Савченко уже не та. Уже отношение к ней истеблишмента изменилось, массовые компании против Савченко, организованные Администрацией Президента, изменили ее статус. Поэтому данное решение вчера и прошло.
Не думаю, что для отмены «закона Савченко» выбирали какую-то дату. Целью было показать, что происходит борьба с ростом преступности. Кроме того, поднимать руку на Савченко стало не то, что безопасно, а модно.
Сама практика «захотели, приняли закон, захотели, отменили» может в этом случае считаться популизмом?
— Конечно, у нас это происходит все время. Мне вообще уже кажется, что Украина переходит в режим управления указами президента, даже если они и незаконны. Президент не имел права своими указами блокировать интернет-ресурсы потому, что это можно сделать только по решению суда. Но это происходит. Президент не имеет права лишить гражданства Украины своим указом, если человек не подал сам такие документы, но это происходит.
Если раньше мы говорили только о тенденциях тоталитаризма, то сейчас можно говорить, что он у нас есть. Это скорее не популизм, а тоталитаризм.