Патент на убой
11 мая активисты Сети ЛЖВ БО «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД» собрались под стенами Киевского апелляционного хозяйственного суда, чтобы требовать отмены патентов на лекарства, которые выданы с нарушением законодательства.
Они разместили перед судом плаху и топор, которые символизируют выбор судей: либо стать палачами и «казнить» 125 тыс. украинских пациентов, либо подарить им шанс на полноценную жизнь.
Активисты держали в руках плакаты с надписями: «Судьи, бабло или жизнь?», «Судьи или палачи? Наша жизнь в ваших руках» и «Дешевым генерикам быть».
«Если суд не примет решение и не отменит «вечнозеленые» патенты, сегодня мы можем стать свидетелями смертного приговора для десятков тысяч ВИЧ-инфицированных украинцев?», — заявил Дмитрий Шерембей, председатель Координационного совета БО «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД.
31 мая 2016 года Сеть ЛЖВ подала иск в киевский Хозяйственный суд касательно признания патентов на комбинацию «Лопинавир»/«Ритонавир» недействительными. Иск обоснован следующим: патент на данный препарат не отвечает требованиям законодательства касательно новизны и изобретательского уровня, а монополия компании-патентообладателя позволяет ей устанавливать завышенную цену на препарат.
На препарат «Лопинавир» государство ежегодно тратит только 19,5 млн долларов. Одна упаковка этого препарата стоит $60,80. Если же патент на это лекарственное средство отменят, то, по словам активистов, он будет стоить $19 за упаковку.
Это объясняется тем, что «Укрпатент» применяет заниженные критерии к заявкам на выдачу патентов и часто выдает их на медпрепараты, которые уже нельзя назвать инновационными, как и вышеназванный препарат. Тем самым он играет на руку крупным фармацевтическим компаниям. Пока у производителя есть патент на определенный медикамент — другие фармкомпании не имеют права его производить, а, значит, патентообладатель является монополистом на рынке и диктует выгодные ему цены.
Однако 6 марта 2017 года суд отклонил рассмотрение дела, даже не назначив экспертизу патентов на соответствие требованиям законодательства. Причины для отказа смешные: якобы пациентское сообщество не имеет права подавать иски против фармбизнеса и, что, по мнению судей, после отмены патентов цена на это лекарство не обязательно снизится.
Однако международная практика показывает обратное. Как утверждает координатор Сети ЛЖВ Дмитрий Шерембей, в соседних странах этот препарат стоит в три раза дешевле, потому что там патенты на него давно не действуют, и на рынке присутствуют более дешевые, но настолько же эффективные аналоги этого лекарства — так называемые генерические препараты.
Например в США 50% всех препаратов — генерические, поскольку американское правительство не допускает выдачи патентов на все, что хотя бы как-то напоминает изобретение, а только на те препараты, которые действительно являются инновационными. В случае отмены патентов цены на данный медикамент упадут в разы, доказывает обычная логика рыночной конкуренции.
Беспощадная статистика
По словам Дмитрия Шерембея, сегодня на Украине — настоящая эпидемия ВИЧ. Каждый месяц регистрируется более тысячи новых случаев заражения.
«Сейчас речь идет о жизнях 220 тыс. человек. Но под медицинским наблюдением сегодня находится только 134 тыс. пациентов. А лечатся за счет государства и того меньше — 35% всех больных, это — 77, 5 тысяч пациентов. По подсчетам Сети ЛЖВ, на нужды ВИЧ-позитивных пациентов необходимо выделять 1,4 млрд грн ежегодно», — заявил он.
Столько же выделяют и международные доноры — Глобальный фонд и Чрезвычайный план президента США по борьбе со СПИДом. Но это — лишь треть от реальной потребности. Остановить эпидемию СПИДа на Украине можно только одним способом, считает координатор организации, — обеспечить ВИЧ-позитивных украинцев бесплатными лекарствами.
Большинство случаев инфицирования ВИЧ на Украине сегодня регистрируются среди молодых людей в возрасте от 25 до 49 лет. За шесть месяцев 2016 года на Украине по данным Украинского центра контроля за социально опасными заболеваниями МОЗ Украины было зарегистрировано 7 612 новых случая ВИЧ-инфекции (из них более тысячи детей до 14 лет). Всего c 1987 года в Украине официально зарегистрирован свыше 287 тысяч случаев ВИЧ-инфекции, от СПИДа на Украине умерло почти 40 тысяч.
Киев и Киевская область лидируют по уровню распространенности ВИЧ и СПИДа. Наиболее пораженные ВИЧ-инфекцией регионы — это Днепропетровская, Донецкая, Киевская, Николаевская и Одесская области.
Таким образом Украина остается лидером в Европе по масштабам распространения ВИЧ-инфекции. По оценкам экспертов UNAIDS, на Украине с ВИЧ-инфекцией живет около 290 тысяч человек. И только каждый второй знает о своем диагнозе — по состоянию на 1 апреля 2016 года на учете в Украине состоит 128 455 ВИЧ-позитивных пациентов. В 2012 году темпы распространения болезни замедлились, однако с приостановкой программ по борьбе со СПИДом, эпидемия опять начала распространяться.
Как отметил российский адвокат Анатолий Кучерна, отношение к ВИЧ-инфицированным представляет собой некий тест на цивилизованность.
«Откуда взялся ВИЧ — науке пока точно не известно, а все таинственное всегда порождает фобии и предрассудки, — цитирует его газета «Известия». — Но мы обязаны ежедневно преодолевать их, если хотим считать себя достойными людьми. По сути дела, это своего рода тест на цивилизованность».
Украина этот тест провалила. Сейчас, по данным экспертов, на Украине у пациентов с ВИЧ риск умереть выше, чем в слаборазвитых странах Африки.