Память войны: лицемерие вместо примирения - 14.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Память войны: лицемерие вместо примирения

© РИА Новости . Сергей Козлов / Перейти в фотобанкПразднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на Украине
Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на Украине
Читать в
ДзенTelegram
Заявляя о примирении и приравнивая нацизм к «коммунизму» украинские власти пытаются ревизовать историю Второй мировой

На днях Киеве вывесили плакаты с ветеранами Красной Армии и УПА, которые позируют вместе на фотографии, с улыбкой пожимая друг другу руки. По замыслу украинской власти, эти билборды должны засвидетельствовать историческое примирение украинцев — однако, по факту, они спровоцировали очередной виток ожесточенной полемики в расколотом на куски обществе. В социальных сетях идут жаркие споры — к примеру, противники действующей власти эмоционально рассуждают о том, можно ли мириться с коллаборантами и националистами, участниками погромов и организаторами этнических чисток? И стал бы жать руку бывшему гауптштурмфюреру  Роману Шухевичу партизанский командир Сидор Ковпак?

Но не стоит переживать — на самом деле никто не предлагает стране никакого реального примирения. Символика, под которой воевали около семи миллионов красноармейцев, официально запрещена в Украине в рамках антикоммунистического закона. На днях в Одесской области арестовали местного жителя — у этого «преступника» нашли флаги СССР и УССР, за которыми шли в атаку и умирали сражавшиеся в советских шинелях люди. В рамках декоммунизации власти переименовали множество топонимов, названых в честь участвовавших в войне командиров и бойцов РККА. Пропаганда двадцать четыре часа в сутки рассказывает об их зверствах, сочиняя самые нелепые, гротескные и оскорбительные для советских ветеранов мифы. К примеру, в последние дни модно говорить о том, что советские партизаны (не чета лесным героям УПА) таскали за собой коров, потому что якобы поголовно болели гонореей, пытаясь лечить ее с помощью молочных инъекций. Советское участие в войне, которую теперь можно называть только Второй мировой, предельно демонизируется — а по-настоящему острая критика ОУН и УПА запрещена под угрозой уголовного преследования, в рамках того же закона Вятровича, который работает исключительно в одну сторону, против «советской версии истории» и «антиукраинской идеологии коммунизма».

Конечно — тот, кто искренне желает примирения, ведет себя совсем по-другому. Украинские власти не делают никаких попыток найти взаимоприемлемый общественный компромисс, или, хотя бы, сделать в его сторону первый реальный шаг. Наоборот, они полностью монополизировали право на историческую оценку этой войны, и продолжают навязывать обществу одномерный пропагандистский взгляд на ее события, исключая, и даже криминализируя любые другие позиции. А билборды с картинным рукопожатием ветеранов являются фиговым листком, которым хотят прикрыть эту ревизионистскую по своей сути политику.

«Что можно сказать об украинском официальном «примирении» накануне Дня Победы? Примирение, как и прощение — акт глубоко личный и добровольный, чего никакой властью не навяжешь. Примирение — всегда между двумя одинаково ответственными сторонами. Прощение — когда кто-то осознал собственную ошибку, возможно, понес за нее наказание, лично раскаялся в содеянном и добровольно попросил об этом у жертвы. Я, конечно же, за примирение и прощение между людьми. Но это шоу обслуживает другую задачу. Нынешняя государственная пиар-кампания за «примирение» направлена на старую и любимую мечту киевской власти — морально уровнять коммунизм и фашизм и поскорее засыпать землей нашу историю, чтобы она не мешала им врать», — говорит об этом журналист Олег Ясинский.

На лицемерие разговоров о «примирении» указывает тот факт, что они проходят сейчас под требования прировнять нацистскую идеологию к идеологии покончившего с гитлеровским нацизмом «совка». Но важно понимать — попытки «приравнять коммунизм к нацизму» всегда являются лукавым приемом, за которым вскоре следует вывод, что нацизм, на самом деле, смотрится на фоне этого «коммунизма»  меньшим, и каким-то более симпатичным злом.

Украинский опыт показывает это нагляднее всего. Чего стоит формальный запрет «коммунистической и нацистской символики» — когда нацистская символика стала официальной эмблемой полицейского подразделения, которое будет охотиться за красными флагами по приказу своего министра, заявившего, что 9 мая на демонстрациях не должно быть ничего «советского»? Демонизация советского наследия и левой идеологии в целом (от закона Вятровича пострадали Карл Маркс и Роза Люксембург, жертвы сталинского террора, анархисты, эсеры, социал-демократы, народовольцы, декабристы, иностранные левые и даже Пугачев с Разиным) проходит на фоне создания пантеона националистических героев, которые активно коллаборировали с гитлеровской Германией. «А раз так, значит и сам Рейх вместе с его вождем наверняка были не так плохи, как их рисует советская пропаганда», — логично рассуждают украинские обыватели.  Объяснить это сотрудничество по-другому нельзя — да сам факт того, что многие представители современных националистических «добробатов» являются открытыми симпатиками нацистской идеологии, реабилитирует ее в патриотических сферах украинского общества.

Многие недоумевают — почему эта пропаганда действует на внуков и правнуков миллионов боровшихся на фронте красноармейцев, или тех украинцев, которые были убиты гитлеровцами или вспомогательной полицией, которая часто состояла из украинских националистов? На самом деле, здесь нет ничего удивительного. С одной стороны, больное тотатлитаризмом общество совершенно открыто форматирует историческую память через специально созданную для этого государственную институцию Института национальной памяти, образовательную систему и СМИ. А, с другой, многие потомки красноармейцев органично принимают сторону своей социальной среды — например, либеральной интеллигенции, которая четко определилась со своими позициями.

«Украинские события также преподносят нам урок того, как в период острого социально-политического кризиса рушатся многолетние табу, возникают немыслимые коалиции, исчезают и появляются стереотипы. Кто еще недавно мог подумать, что либеральная интеллигенция, десятилетиями воспитывавшаяся на культе «Бабьего Яра» Евтушенко, выступит единым фронтом с последователями Степана Бандеры? Более, того, кто мог подумать, что последователи бандеровцев появятся в Израиле и Польше? На очередном повороте истории политическая целесообразность без колебаний отбрасывает в сторону память о тысячах жертв», — написал об этом историк Артем Кирпиченок.

Да, все украинцы что-то слышали про мыло из жира убитых нацистами соотечественников. Но в жаркий майский день некоторым так хочется думать, что победа Гитлера над совками принесла бы им по кружке «баварского».

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала