Отказ Интерпола объявить экс-премьера Украины Арсения Яценюка в международный розыск был предсказуем, потому что Россия не обнародует доказательства его участия в расправах в Чечне — к такому мнению склоняются эксперты. Однако СК утверждает, что располагает подобными доказательствами. С обвинениями против Яценюка выступали украинские националисты — выходцы из запрещенной в России организации УНА-УНСО
Интерпол отказал России в просьбе объявить экс-премьера Украины и лидера партии «Народный фронт» Арсения Яценюка в международный розыск. Об этом в субботу через Facebook сообщил министр внутренних дел Украины Арсен Аваков. «С удовлетворением и уважением констатирую, что Интерпол — как адекватная и солидная международная правовая организация — согласно своему протоколу принял во внимание мое обращение и отказал в нелепом ходатайстве России», — сообщил Аваков.
«Железные ли яйца у Яценюка?»
Министр уверен, что «сочиненный фантазерами из российского Следственного комитета информационный повод еще раз привлечет внимание международной общественности к факту незаконного ареста и применения пыток в российских тюрьмах».
Материалы Интерполу для объявления Яценюка в международный розыск направила накануне Генпрокуратура. Ранее в субботу официальный представитель СК Светлана Петренко заявила, что следователи, используя все возможности в рамках международного права, будут добиваться суда над Яценюком за его участие в расстрелах российских солдат в Чечне в 1994-1995 годах. Она отметила, что у СК есть доказательства участия украинского экс-премьера как минимум в двух вооруженных столкновениях, произошедших 31 декабря 1994 года на площади Минутка в Грозном и в феврале 1995 года, а также в пытках и расстрелах пленных российских военнослужащих в Октябрьском районе Грозного 7 января 1995 года.
Сам Яценюк назвал запрос в Интерпол частью российского плана по дискредитации противников Москвы, «но у них ничего не получится». По его словам, Россия не может простить ему решение о подаче иска в Европейский суд по правам человека и иска против Газпрома. Свою позицию он называет такой же, как и в бытность премьера, — «проукраинской и антироссийской».
По данным открытых источников, в середине 1990-х Яценюк учился на юрфаке Черновицкого национального университета, одновременно возглавляя юридическую фирму, которая занималась приватизацией промышленных и аграрных предприятий. В 1998 году он переехал в Киев и занялся банковской сферой.
Впрочем, Аваков то ли в шутку, то ли всерьез подтверждал вероятность участия Яценюка в боевых действиях на территории Чеченской Республики. В декабре 2015 года Яценюк стал участником неприятного инцидента в Верховной раде, когда во время выступления перед депутатами представитель от «Блока Петра Порошенко» Олег Барна попытался оттащить политика от микрофона, но тот крепко ухватился за край трибуны. «Железные ли яйца у Яценюка? Идиот Барна решил проверить. Но дело ведь не в яйцах и не в Яценюке. Дело в раскрытой тайне. Они железные. Еще с Чечни», — написал министр.
Как подробно рассказывал осенью 2015 года глава СК Александр Бастрыкин, по данным следствия, Яценюк состоял в карательном отряде «Арго», а затем «Викинг», которым руководил Александр Музычко (Сашко Белый, был ликвидирован в 2014 году на территории Ровенской области Украины в ходе спецоперации правоохранителей по обезвреживанию вооруженной группировки), и действовал против российских военных в Чечне в 1994-1995 годах.
Бастрыкин отмечал, что Яценюк в числе других активных участников УНА-УНСО (запрещена в РФ) в декабре 1995 года был «награжден высшей наградой Джохара Дудаева «Честь нации» за уничтожение российских военнослужащих». «Допрошенные соратники Яценюка характеризуют его как человека образованного, умного, но при этом хитрого и изворотливого, что называется, с малых лет стремящегося к власти и публичности», — рассказывал Бастрыкин, уточняя, что из Чечни на Украину Яценюку удалось вернуться в начале 1995 года через Грузию в составе группы журналистов.
«Это настоящий ботаник»
Однако глава Чечни Рамзан Кадыров, отвечая Бастрыкину, говорил об отсутствии у него данных об участии Яценюка в вооруженных конфликтах на территории региона. С похожим заявлением выступал и один из бывших лидеров чеченских боевиков Ахмед Закаев. «Я не считаю его мужчиной. Это настоящий ботаник», — говорил глава Чечни.
Тем не менее показания против экс-премьера Украины дали несколько украинских националистов, которые находятся в СИЗО города Пятигорска, а ранее являлись членами УНА-УНСО. Среди них известный киевский журналист Станислав Клых, которого в России подозревали в причастности к деятельности бандформирований во время военного конфликта в Чечне в середине 1990-х годов. Не исключалась версия причастности Клыха к многочисленным убийствам и казням российских военнослужащих. Затем Яценюк был объявлен в международный розыск, а в марте суд в Ессентуках заочно арестовал его по обвинению в бандитизме.
Экс-премьер утверждает, что Кремль намерен «вывести тему «зверств Яценюка в Чечне» на новый уровень». В предъявленном обвинении он увидел «новый виток гибридной войны». МИД Украины, в свою очередь, засекретил документы по заочному аресту экс-премьера. Ограничение доступа к этой информации чиновники связали с возможным «существенным вредом» интересам национальной безопасности и территориальной целостности.
Политолог, директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов считает, что Интерпол без наличия серьезных доказательств всегда стремится «спустить под соусом политического преследования» любые обвинения против политиков и старается исключать их из этого списка. «Тут реакция вполне закономерна. Если у Следственного комитета есть хоть какие-то серьезные доказательства, пусть их предъявят публике, и тогда мы сможем обсуждать, насколько все это серьезно», — сказал Корнилов газете ВЗГЛЯД.
Он признался, что обвинения в отношении Яценюка кажутся «довольно странными» и кроме показаний «каких-то подозрительных личностей» других свидетельств и доказательств участия Яценюка в чеченском конфликте предъявлено не было.
«Если есть подобные доказательства, то что мешает предъявить их публике? Лично я не могу себе представить господина Яценюка в Чечне, причем в тот период, когда он был юнцом безусым и, откровенно говоря, рубил капусту у себя на родине. Насколько я знаком с его биографией, он вплоть до всех этих оранжевых майданов вообще чихать хотел на любую идеологию, мог служить и нашим, и вашим, менял свои взгляды. Я не представляю, что могло заставить его поехать в Чечню», — подытожил эксперт.
Андрей Резчиков