Пока все обсуждают 1,5 млрд "денег Януковича" — к которым, кстати, вопреки пятничному бреду товарисчей из прокуратуры и их подпевал, лично я никакого отношения не имел и, как говорится сплю спокойно, — мы с командой посмотрели и изучили "долгожданную" экспортную стратегию Украины 2017-2021.
Составлена она, нужно сказать, настолько мастерски, что уже с самого предисловия на глаза буквально наворачиваются слезы.
"Мы должны действовать по принципу трех "О": Оптимистично, Оптимизированно, Оперативно", — пишет Минэкономразвития в своем документе.
Если вам вдруг подумалось, что в экспортной стратегии идет речь о повышении конкурентоспособности продукции, длинных дешевых кредитах для бизнеса, инвестиционной привлекательности и модернизации производства, то вы глубоко заблуждаетесь, друзья.
У документа есть три стратегических цели:
1. "Создание условий для стимулирования торговли и инноваций".
Но какие конкретно действия власть предпримет — неизвестно. Зато планируется подготовить концепцию концепции и региональные концепции. Гениально.
2. "Развитие услуг по поддержке бизнеса и торговли".
А именно: планируется создание специального Совета и других госинституций по продвижению экспорта. Проще говоря, за деньги налогоплательщиков власть хочет содержать еще кучу дополнительных чиновников-дармоедов.
Среди важных действий Минэкономразвития указывает, цитирую, "развитие единого дизайнерского решения для национальных стендов на международных выставках". Отдельно будет разработана "единая концепция украинского бренда для экспортных товаров".
3. "Повышение знаний и навыков, необходимых предприятиям для осуществления международной торговли".
Для этого развивать предпринимательскую жилку будут с начальных классов, а закреплять успех — лекцией в вузах.
Что я по поводу всего этого думаю, друзья.
Люди, которые умеют рисовать слайды и знают иностранные слова, наверное, могут работать в Минэкономики. Но на должности младших помощников секретаря. А готовить экспортную стратегию Украины на пять лет должны ученые совместно с опытными профильными специалистами. Просчитывая сценарии развития экономики, риски, цифры…
Экспортная стратегия должна быть частью общей экономической стратегии. В документе необходимо приводить конкретные показатели (рост экспорта), которые нужно достичь.
Создание украинского бренда — это хорошо. Но в первую очередь надо думать о том, как перестать быть сырьевым придатком и начать экспортировать готовые изделия. В противном случае какие бы наклейки на наши мешки с кукурузой не пришивали, дороже этот товар не станет.
И, главное, при падении экспорта почти в 2 раза за четыре последних года (до 44,9 миллиардов долларов) и предстоящем сокращении транзита газа, важно запускать механизмы по поддержке ключевых или перспективных отраслей. Нужно предпринимать экстренные меры. Экстренные преэкстренные!
А пока же нынешняя стратегия — это не более чем оптимистичные обрывки фраз из устаревшего учебника по экономике. От которых людям, живущим и работающим в Украине и содержащим на свои налоги этих самых сказочных оптимистов, нет абсолютно никакой пользы.