В США боятся украинского атома
Тридцать первая годовщина аварии на Чернобыльской АЭС проходит под аккомпанемент официозных мероприятий, которых сейчас едва ли не больше, чем в прошлый год, когда исполнилась круглая дата ядерной катастрофы — 30 лет. Причины этой активности украинских властей более чем прозрачны.
В январе прошлого года аварийный блок на Чернобыльской АЭС наконец-то накрыли специальной защитной аркой, и Петр Порошенко изо всех сил старается записать это событие в более чем краткий список собственных достижений. Он даже позвал в Припять президента Белоруссии Лукашенко, чтобы на месте оценить новый объект на территории Зоны Отчуждения. Хотя и на Украине, и во всем мире, хорошо знают, что речь идет о совместном международном проекте, который был осуществлен на средства западных доноров, и под техническим контролем европейских инженеров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лукашенко: Белорусы приедут на Украину только на тракторе
Тем не менее, украинское руководство не устает расписывать важное значение надвинутой на разрушенный энергоблок «арки», заявляя, что это позволило надежно защитить Украину и Евросоюз от угрозы нового повторения чрезвычайных ядерных происшествий. Хотя, на самом деле, в последние годы вероятность повторения подобных трагедий только выросла. Это констатируют не «агенты Кремля», а ведущие эксперты и журналисты западных стран.
В конце марта влиятельная The Washington Post написала о реальной угрозе новой аварии, которая может сравнивать с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Предпосылками к этому является кризисное состояние атомно-энергетического комплекса и коррумпированность украинского руководства.
«Проблемы, возникшие перед Украиной в атомной энергетике многогранны, но главной из них является коррупция, которая порождает безответственность и халатность в управлении критически важной инфраструктурой», — рассказывает американское издание. По его данным, хотя ситуацию на ядерных объектах Украины должна контролировать независимая Государственная инспекция ядерного регулирования, она де-факто подчиняется компании «Энергоатом», которая назначает руководство этого ведомства. Таким образом, регулируемое предприятие управляет контролирующим его органом, и, благодаря этому, государство реально не контролирует ситуацию в этой сфере.
Ситуацию усугубляют настойчивые попытки заменить российское атомное топливо на продукцию американской компании Westinghouse, которая, к слову, переживает сейчас не самые лучшие времена, и даже запустила 29 марта 2017 процедуру своего банкротства. Главная опасность заключается в несовместимости американского топлива и реакторов советского образца, которая была доказана в ходе их эксплуатация на чешской АЭС «Темелин». Установленные на ней американские топливные элементы часто деформировались, что вело к значительным издержкам производства энергии, а реакторы то и дело приходилось выводить из эксплуатации вне очереди для замены испорченных кассет.
«Применение другого топлива, может привести к разрушению активной зоны, повлиять на безопасность реактора и окружающей среды. Почему молчат американские ученые, почему молчит МАГАТЭ и не восстает против подобного решения?» — эмоционально прокомментировал инициативу украинских властей Евгений Акимов, председатель Международного союза ветеранов атомной энергетики и промышленности.
Хотя, впрочем, The Washington Post как раз и сетует на то, что Киев не спешит выполнять предписание международного контролирующего органа в области атомной энергетики: «Энергоатом» не видит необходимости строго соблюдать предписания МАГАТЭ и нанимать для проведения материально-технического обслуживания проверенные компании. Вместо этого ведомство обращается к сомнительным фирмам, не имеющим никакого опыта работ в отрасли».
Изношенные реакторы перегружены
Впрочем, даже это всего лишь одна из составных частей ядерной проблемы, которая все серьезнее вырисовывается в настоящем и будущем Украины. Массовое отключения теплоэлектространций, которые остановились из-за угольной блокады Донбасса, серьезно увеличили нагрузку на украинские АЭС, которые давно нуждаются в реконструкции и профилактическом ремонте. Следствием этого все чаще становятся аварийные отключения украинских энергоблоков. Доля атомной энергии в энергобалансе страны выросла с 40% до критических 65%.
«Украинские АЭС продуцируют все больше электроэнергии, и только за три последних года выработка энергии выросла с 8,4 до 8,8 миллиона. Сегодня на украинских атомных станциях эксплуатируется 15 ядерных энергоблоков, для одиннадцати из них сроки эксплуатации уже истекают, что ставит под угрозу стабильность работы станций. В связи с безответственным отношением руководства отрасли и Кабинета Министров Украины за четверть века у нас не созданы жизненно необходимые звенья ядерно-топливного цикла — инфраструктура ядерной энергетики, а из-за отсутствия финансирования АЭС и их устарелости только за последний год уже было 7 аномальных явлений, 14 внеплановых аварийных остановок и 13 отключений, что недопустимо для работы станций», — заявил один из самых авторитетных украинских атомщиков Михаил Уманец, который руководил в послеаварийные годы Чернобыльской АЭС.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Елена Лукаш: Черная звезда
По его словам, стоимость продления работы одного блока в среднем обходится в 300 миллионов долларов. Однако модернизацию энергетических атомных установок приостановили из-за нехватки средств — несмотря на их аварийность, устарелость и технические неполадки. Между тем, медлить с этим нельзя. «Чтобы украинские АЭС продолжали обеспечивать нас электроэнергией в ближайшие четыре года, необходимо срочно продлить работу еще 7 энергоблоков, иначе сначала мы потеряем 7 ГВт установленной за несколько лет, а к 2030 году атомная энергетика Украины прекратит свое существование», — откровенно говорит народный депутат Украины Юрий Деревянко.
Ядерный могильник под Киевом
Не менее серьезна проблема захоронения отработанных ядерных отходов, которое прежде осуществлялось на территории России. Используя благоприятную политическую конъюнктуру, американская компания Holtec International, которая имеет давние связи с Westinghouse, форсирует тему строительства хранилища отработанных ядерных отходов на территории Зоны Отчуждения. Но в июле прошлого года представители ведущих организаций европейской атомной промышленности выразили обеспокоенность этими планами. По мнению экспертов, проект противоречит нормам ядерной безопасности и создает риски аварий, а тендер по выбору американской компании Holtec International в качестве основного подрядчика для строительства центра хранения не был прозрачным и открытым, а у самой компании нет опыта и технологий строительства таких объектов.
Между тем, это далеко не полный список угроз для атомных станций в воюющей третий год стране, где на руках населения скопилось огромное количество нелегального оружия и взрывчатых веществ, а правительство откровенно расписывается в невозможности обуздать вооруженных до зубов праворадикалов. А значит, очередная годовщина Чернобыльской аварии является для украинцев не поводом для бравурной показухи, а серьезным основанием для новых тревог.