Неудобный праздник
Всемирный день авиации и космонавтики, который отмечается планетой в день первого космического полета советского космонавта Юрия Гагарина, является одним из самых неудобных праздников для нынешней украинской власти — поскольку его сложно вписать в схему тотальной демонизации исторического наследия советской эпохи. Эта дата сама по себе напоминает украинцам о выдающихся достижениях «кровавого коммунистического режима», которые крайне не выгодно смотрятся на фоне нынешних безрадостных реалий. А они свидетельствуют о том, что Украина окончательно утратила прежний статус космической державы.
Естественно, это вызывает у украинских чиновников заметное раздражение, которое озвучил сегодня вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко, потребовавший отменить этот «коммунистический» праздник, перенеся его на какой-то другой день.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Умер космонавт Георгий Гречко
«Первый космонавт СССР — Юрий Гагарин, первый космонавт восстановленной украинской независимости — Леонид Каденюк. Сергей Павлович Королёв — это выдающийся украинец, сомнений нет, но мы должны переориентировать все наше мировоззрение на то, что сделано украинцами для Украины. Поэтому, если у нас сегодня все еще День космонавтики — советской, по сути, мы должны обратиться к президенту Петру Порошенко, чтобы он выдал указ о другой дате, так как он это сделал с Днем защитника отчизны, какой-то воображаемой и условной, перенеся его с 23 февраля на 14 октября, создав День защитника Украины. Мы должны обратиться, чтобы президент определил Днем космонавтики ту дату, которая касается украинской новейшей истории — например, день полета первого украинского космонавта Леонида Каденюка, Героя Украины и нашего современника. Мы должны наших современников чтить и себя уважать. Потому что любое упоминание в нашем действующем законодательстве о СССР, УССР и тому подобном — это упоминание о том агрессоре, который сейчас топчет своими сапогами нашу территорию. И эту деколонизацию вместе с капитальным ремонтом всей страны и всеми реформами нам надо неустанно и безжалостно проводить. Потому что если мы этого не сделаем, за нас этого не сделает никто», — заявил Кириленко. И можно не сомневаться, что уже вскоре эта инициатива будет озвучена кем-то из националистов с парламентских трибун.
Бескрылая страна
Надо сказать, что отмена Дня космонавтики явилась бы достаточно логичным и символичным завершением процесса уничтожения авиакосмического комплекса Украины, который начался еще четверть века назад, и особенно ускорилась по итогам Евромайдана. Так, днепропетровский «Южмаш» — предприятие, которое стояло у истоков освоения космического пространства — достаточно успешно выживал до 2014 года, зарабатывая на международных проектах вроде «Морского старта», при участии российской стороны. Однако после разрыва экономических и производственных связей с РФ он потерял свыше 80% процентов заказов. По словам помощника гендиректора предприятия Владимира Ткаченко, на Южном машиностроительном заводе каждый день увольняются от 40 до 50 работников — поскольку им уже несколько месяцев задерживают зарплату.
«Мы теряем опытных квалифицированных работников. Еще два месяца — и ситуация с «Южмашем» станет необратимой. Пока кто-то где-то решает, быть ли Украине космическим государством, вопрос решится сам собой, а восстановить этот статус будет уже невозможно» — констатировал этот специалист. На сегодня «Южмаш» официально работает только один день в неделю, а фактически простаивает, без каких-либо дальнейших перспектив. Доведенные до отчаяния работники предприятия вышли на центральную проходную с плакатами, требуя погашения долгов по зарплате и восстановления госзаказа. А руководитель завода — крупнейший специалист в области ракетостроения, ученик Янгеля, герой Украины символично стал первой жертвой показушной люстрации.
Киевский авиаконцерн «Антонов», где создали «Мрію» — самый большой в мире самолет-носитель для ракеты «Энергия» и космического челнока «Буран», — практически открыто готовят к «реструктуризации», несмотря на протесты работников предприятия, которые опасаются, что его территорию попросту отдадут под застройку. Они уже вспоминают, как в девяностые годы заводу пришлось перейти к производству тележек-«кравчучек» для нужд других, совсем не космических «челноков» — поставщиков импортного ширпотреба на заполонившие страну базары. Сейчас «Антонов» готовится наладить производство пассажирских самолетов на территории Саудовской Аравии, которая, фактически, задешево перекупила наработки и технологии киевского завода, но ни о каком участии в космических проектах речь давно не идет — хотя бы потому, что это опять-таки потребовало бы сотрудничества с Россией.
«Не хотим быть космонавтами»
Характерно, что тема советских космических достижений почти не рассматривается в школьном курсе истории, где ей посвящено всего несколько скупых абзацев в учебнике. Украинские образовательные чиновники отказались от этого в пользу бесконечного восхваления полулегендарных деяний князей, гетьманов и националистических вождей. Тема патриархальной казаччины или глорифицированной УПА интересует наше общество стократ сильнее, чем кибернетические открытия Глушкова или созданные в советской Украине космические ракеты, которые вывели человечество за пределы планеты. По крайней мере, так думает руководство страны. Эти выдающиеся успехи имели всемирно-историческое значение — но они не вызывают у современных украинцев ничего похожего на восторженное религиозное поклонение кровожадным божкам из пантеона «героев нации».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Космическая программа: украинский «Лебедь» в пятый раз не смог взлететь
Мечты о космическом будущем человечества сменились мечтами о прошлом, которое стало новым общественным ориентиром. Если советские подростки мечтали быть космонавтами, то теперь юные украинцы предпочитают мечтам о скафандре мечты о камуфляже, и выбирают своим идеалом вооруженного до зубов патриота — своего рода реинкарнацию героических убийц минувших столетий. И этот средневековый, по своей сути, идеал показывает, что вектор общественного развития Украины обращен в прошлое, куда мы проваливаемся сквозь красно-черные дыры.
Занятым выживанием людям некогда думать о звездном небе — да и сами звезды являются сегодня для многих элементом крамольной тоталитарной символики, подлежащим уничтожению. А несколько месяцев назад патриотические активисты вытащили на одной из антироссийских акций плакат с характерным лозунгом: «No Balalayka, No Sputnik!».
Балалайки нам, конечно, оставят. А спутников больше не будет.