Одними из первых заработанное получили рабочие и служащие Докучаевского флюсо-доломитного комбината и Донецкого электротехнического завода. Как подчеркнул в комментарии к этому событию и.о. министра промышленности и торговли ДНР Алексей Грановский, «уже сегодня они получают зарплату при том, что в течение нескольких месяцев заработная плата собственниками не выплачивалась». В непризнанных республиках уверены — регулярные выплаты зарплат докажут работникам предприятий, что их будущее, судьба предприятий кровно интересны государству.
Понятно, что не все проблемы переходного периода удалось решить за столь короткий срок (напомним, во внешнее государственное управление активы донецких олигархов были переведены с 1 марта — авт.). Кроме снабжения заводов и фабрик сырьем и материалами остро стоит кадровый вопрос. По информации министерства промышленности и торговли ДНР, на том же Донецком электротехническом заводе, возвращенном к жизни всего две недели назад, из 445 работников согласились работать на «национализированном» предприятии около ста. В любом случае, завод уже живет, составляется новое штатное расписание, идет поиск специалистов и рабочих на свободные вакансии. За несколько недель, прошедших со старта «национализации» (в Донецке ее сравнивают с арендой автомобиля) провели многочисленные встречи с трудовыми коллективами, представителями профсоюзов, назначили своих директоров взамен прежних.
Через пару недель возобновит работу один из флагманов (с советских еще времен) донецкой индустрии — харцызский «Силлур». Под именем Харцызского сталепроволочно-канатного завода он в свое время обеспечил мощными стальными канатами устойчивость Останскинской башни в Москве. Перезапуск «Силлура» позволит спокойней работать донецким шахтам.
Но поистине знаковое событие намечено на начало лета, когда по задумкам властей ДНР заново заработает ГП «Юзовский металлургический завод» — часть некогда огромного предприятия, родившего в свое время руками русских рабочих и британского промышленника Джона Юза, рабочий поселок, выросший со временем в миллионный Донецк.
Надо отметить, что в Донецке и городах республики немало предприятий, которые прекращали работу из-за обстрелов их цехов артиллерией. Со временем обстановка улучшилась настолько, что стало возможным возвращение индустриальных объектов к привычному ритму жизни. Так было, например, с одним из гигантов химической промышленности Украины (а ранее и всего СССР) — горловским концерном «Стирол», так было и с двумя десятками промышленных предприятий, возобновивших работу в прошлом году.
Донецкая народная республика восстанавливает довоенный потенциал подконтрольных ей территорий бывшей Донецкой области — заново в строй встают предприятия по металлообработке, химической и пищевой промышленности.
Вопрос снабжения предприятий и рынков сбыта — главный.
Понятно, что основной источник того и другого — в России. И одним из первых перешедший под юрисдикцию ДНР Ясиноватский машиностроительный завод, давно уже выпускает проходческие комбайны для шахт не только Донбасса, но и родственного ему, донецкими горняками и металлургами в свое время выстроенного и освоенного, российского Кузбасса. По крайней мере, усовершенствованные машины КСП-35 уже пошли в Кемерово.
После того, как усилиями националистических отрядов Украина устроила блокаду донецкого угля, отрезав себя от дешевого и чуть ли не единственно возможного топлива для электростанций, уголь пошел опять же в Россию. Попал ли он, только уже более дорогой из-за посреднических наценок, на Украину? Говорят, что частично — да. Убедительно утверждать этого нельзя, но показательно, что компания ДТЭК, управляющая всеми энергетическими ресурсами концерна СКМ Рината Ахметова, давно уже разослала всем возможным потребителям «своего» угля из «национализированных» предприятий предупреждение — дескать, купите этот уголь — засудим! И в списке — не только донецкие, но и чисто украинские фирмы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Блокада как диагноз политической шизофрении
Засудить-то могут. Только для этого надо дождаться признания республик. Раньше-то с кем судиться?
В ДНР утверждают, что в прелах ТС есть спрос на продукцию донбассовских предприятий машиностроения, металлургии, строительной промышленности и фармацевтики. В нестандартных условиях работы промышленности края косвенным подтверждением такого, если не прямого спроса, то, как минимум интереса, может служить список промышленных выставок в РФ и Белорусси, на которые приглашены донецкие предприятия. Минск, Москва, Иркустск, Новосибирск и многие другие города — всего 35 адресов.
Есть еще одна деталь, о которой необходимо сказать — сам Донбасс для донецких предприятий довольно емкий внутренний рынок. Особенно в условиях украинской экономической блокады, и при необходимости иметь недорогие материалы при восстановлении жилья, объектов культуры и ЖКХ, разрушенных войной.
На первоначальном этапе (особенно на нем) бесконечно важен и социальный момент. Люди на всех предприятиях в ДНР должны видеть, что у них есть работа, и меньше ее не стало с уходом из украинского правового поля предприятий с временной государственной администрацией от ДНР. Мы переговорили с несколькими работниками донецких предприятий. Шахтеры подтвердили, что на госпредприятиях зарплату начали платить в привычном объеме, у металлургов этот процесс только начался. Была озвучена, впрочем, и одна жалоба: «хорошо им, государственным, а вот у нас, на частном предприятии, задолженность по зарплате никак не погасят». Да, такова действительность «новой донецкой экономической политики» — предприятия олигархов вроде как и частные, как и прежде, а по сути — государственные.
По вечерам в Донецке стали включать шикарное синее освещение на «Донбасс Арене», принадлежащей миллиардеру Ахметову. Народу нравится — настраивает на мирный довоенный лад. А в самом центре столицы Донбасса власти пытаются как-то примирить с военной действительностью существование пятизвездочного «Донбасс Паласа». Опять же ахметовский актив. Говорят, один из донецких каналов вместе с временной администрацией люксовой гостиницы намерен снимать в ее стенах кулинарное шоу. Для тех, кто знает динамичный донецкий норов — ничего удивительного.