В начале ноября, в последней фазе предвыборной борьбы, Дональд Трамп еще упрекал свою конкурентку Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) в том, что она хочет «начать в Сирии горячую войну, которая вполне могла бы привести к третьей мировой войне». Уже через несколько месяцев президент Трамп сам начал такую «горячую войну» и дал указание подвергнуть бомбардировке сирийский военный аэродром вблизи Хомса.
59 крылатых ракет типа «Томагавк» были запущены с двух американских эсминцев в Средиземном море в качестве возмездия за нападение с использованием химического оружия на город повстанцев Хан-Шейхун, совершить которое, согласно данным западных правительств, приказал (…) Башар Асад. Официальный представитель Пентагона Джефф Дэвис (Jeff Davis) сказал, что подвергнувшийся бомбардировке военный аэродром Аль Шайрат служил базой для нападения с использованием химического оружия. Речь идет о небольшом аэродроме, на котором, по данным экспертов, размещаются как правило лишь две эскадрильи численностью от 12 до 15 самолетов. Целью выпущенных с 3:40 до 3:50 «Томагавков» были, по словам Дэвиса, «самолеты, ангары в бункерах, склады горючего и снабжения, бункеры с оружием, системы ПВО и радарные станции».
Речь идет об одном из самых быстрых актов возмездия в истории, в конечном счете не прошло и трех дней после применения химического оружия, как последовал американский ответ с использованием «Томагавков». Очевидно американские военные прибегли к разработанным уже несколько лет назад планам нападения, которые были подготовлены для различных сценариев, но никогда не использовались.
Впервые целенаправленные атаки на войска Асада
Однако наиболее неожиданным было изменение позиции самого президента, который во время предвыборной борьбы решительно выступал против новых американских интервенций на Ближнем Востоке. Но теперь он сделал то, чего всегда опасался его предшественник Барак Обама, впервые приказав нанести прямые удары по войскам Асада.
«Это очень похоже на планы, которые мы подготовили в 2013 году, когда президент Обама взвешивал возможность удара», — сказал, выступая по CNN, контр-адмирал Джон Кёрби (John Kirby), который был при Обаме пресс-секретарем в Министерстве обороны, а позднее также в Госдепартаменте.
И позднее Обама каждый раз опасался интервенции, в том числе из-за страха, что Америка может вступить в конфликт с русскими и иранцами, которые тесно связаны с сирийскими военными операциями. Однако Трампа это не остановило. Согласно данным официальных лиц США, российский персонал также размещался на подвергшейся нападению базе ВВС в Аль-Шайрате. Однако незадолго до атаки американские официальные лица вступили по каналам военных в контакт с Россией, чтобы избежать российских потерь. Кроме того, предварительно был установлен контакт с многочисленными союзниками, которые поддержали планы американских атак.
Выступление Трампа после воздушного нападения
В своем кратком подготовленном выступлении Трамп объяснил американские военные удары. «Во вторник сирийский диктатор Башар Асад осуществил ужасную химическую атаку против невинных граждан. Использовав смертоносное нервно-паралитическое вещество, Асад отнял жизни беззащитных мужчин, женщин и детей», — сказал Трамп. «Множество людей умерли медленной и мучительной смертью. Даже милые младенцы были убиты этой варварской атакой. Ни одно дитя Божье не должно подвергаться такому ужасу». Трамп сказал, что в жизненно важных национальных интересах безопасности США необходимо предотвратить распространение и использование смертельного химического оружия.
По его словам, нет никакого сомнения в том, что Сирия использует запрещенное химическое оружие и тем самым нарушает свои обязательства, вытекающие из Конвенции по химическому оружию. Она проигнорировала призывы Совета безопасности ООН. Трамп призвал все цивилизованные нации к тому, чтобы совместно с США способствовать окончанию убийств и кровопролития в Сирии. Поздним вечером Министерство обороны США опубликовало также маршруты полетов самолетов, ответственных за нападение с использованием химического оружия, которые призванные подтвердить, что ставший целью удара аэродром служил в качестве оперативной базы для химической атаки.
Удивительно, что президент, который еще недавно провозглашал изоляционистскую политику «Америка прежде всего», делает теперь то, в чем он всегда упрекал классических деятелей в области внешней политики и безопасности, а именно использует Америку в качестве мирового жандарма. Также и отношение к Асаду изменилось на 180 градусов менее чем за неделю. Еще несколько дней назад госсекретарь Трампа и его уполномоченная в ООН четко дали понять, что больше не будут активно выступать за снятие Асада. А теперь заявляют, что США, как это было раньше при Обаме, делают ставку на так называемый Женевский процесс, чтобы сместить Асада с его поста.
Похоже, дальнейшие акции не планируются
Однако Трамп, похоже, не намеревается дестабилизировать режим Асада с помощью дальнейших военных ударов. Во всяком случае, в четверг вечером высказывания официальных лиц США производили впечатление, что дело закончится этой ограниченным актом наказания, если президент Трамп не прикажет нанести новые удары. Пока также не ясно, выполняет ли Трамп долгосрочный план по Сирии, выходящий за рамки намерения удержать Асада от использования химического оружия. Во всяком случае государственный секретарь США Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson) поспешил заверить, что администрация Трампа не изменила своего принципиального отношения к сирийскому конфликту.
В социальных сетях сразу же после нападения началась охота за многими прежними твитами Трампа, в которых он высказывался против военного вмешательства в Сирии. Некоторые высмеивали его и утверждали, что Трамп настолько близко к сердцу принял судьбу сирийских беженцев, что послал им «Томагавки», однако не хочет пускать их в США.
И напротив, Трамп получил похвалу многих традиционных внешнеполитических деятелей в Республиканской партии, которые до сих пор были среди самых жестких критиков пророссийской позиции Трампа и его самых суровых противников во внутренней политике. Так, сенаторы Джон Маккейн (John McCain) и Линдси Грэм (Lindsey Graham) похвалили Трампа в своем совместном заявлении. «В отличие от предыдущей администрации, президент Трамп в решающий момент отреагировал на критические события в Сирии. Этим он заслуживает поддержку американского народа», — заявили сенаторы. Они выразили надежду, что эти действия — лишь первый шаг на пути к подлинному стратегическому прогрессу. Первая цель, по их мнению, должна заключаться в том, чтобы полностью вывести из строя ВВС Асада, затем следует усилить проверенную сирийскую оппозицию и создать зоны безопасности, чтобы преодолеть продолжающийся гуманитарный кризис.
Трамп — новый шериф
Также Марко Рубио (Marco Rubio), другой критически настроенный по отношению к Трампу республиканский внешнеполитический эксперт, поддержал воздушные налеты. Однако у многих сразу же возникает вопрос о том, как отреагирует Россия и каким тогда будет долгосрочный план администрации в Сирии. Это большой вопрос.
Трампу, видимо, прежде всего необходимо подать сигнал устрашения и продемонстрировать свою силу. Смотрите, в городе новый шериф — вот как звучит его послание. А с ним уже нельзя обращаться так, как с предыдущим.
Во время предвыборной борьбы Трамп постоянно подчеркивал, что Америка должна быть более непредсказуемой для ее соперников. По крайней мере, это удалось ему на текущей неделе, когда мир пережил полное изменение курса его политики по Сирии, а также драматическое ухудшение отношений администрации Трампа с Москвой.
Клеменс Вергин
Перевод: Inosmi.ru