Но, празднуя в этом году эту дату, не стоит забывать и том, что далеко не все задуманное удалось осуществить, а многое из того, что должно было являться собственностью ДНР, было утрачено.
Не только три года кровопролитной и разрушительной войны явились платой за независимость, но и утрата части территорий бывшей Донецкой области, которые почти в полном составе проголосовали на референдуме 12 мая за независимость. Сегодня ДНР вынуждена существовать, потеряв связь со значительной частью собственных людей, живущих в условиях жесткого и набирающего все большую беспредельную силу режима АТО, установленного Киевом почти на двух третях территории, сделавшей в свое время выбор в пользу отдельной от Украины жизни. В названиях Мариуполь, Краматорск, Славянск плещется столько донецкой боли, что преодолена она будет только после того, как все эти города и населенные пункты смогут, наконец, вернутся домой — в Донецкую народную республику.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Киев намерен приравнять владельцев паспортов ДНР и ЛНР к террористам
Мало кто сомневается в том, что это произойдет, но какой ценой удастся вновь собрать потерянные земли и людей, предсказать невозможно. Одно ясно точно — этот путь в любом случае будет усеян новыми человеческими жертвами. Не получилось у республики и войти в состав России, о чем тогда же — в те беспокойные и казавшиеся абсолютно счастливыми дни было принято правительственное обращение. Дорога в Россию оказалась длинней и мучительней, чем предполагалось в начале.
Но давайте скажем в свое оправдание и в оправдание России, что по большей части она уже пройдена и пути назад нет — казавшиеся нерушимыми связи, объединявшие Донбасс и Украину, разорваны окончательно и альтернативы дальнейшему движению в направлении родины нет.
Независимость и война полностью преобразили край, который в довоенный период казался, наверно, самой криминальной и бесчеловечной территорией страны. Сегодня криминал, правивший Донецкой областью, большей частью переместился на Украину, в меньшей степени он продолжает обитать в ДНР в состоянии малозаметной тени, уже не оказывая даже малейшего внимания на ход событий.
Более того, даже борьба за независимость на первых порах носила отчетливо криминальный характер, поскольку среди получивших в руки оружие людей было немало тех, кто считал, что вместе с автоматом он получает в руки власть над чужими судьбами и чужим имуществом.
Колоссальным достижением ДНР можно считать то, что с этой криминальной волной, сопровождавшей начало боевых действий, удалось справиться за два года, установив в республике порядок и режим безопасности, которые делают Донецк и окрестности малоотличимыми от любого российского региона. Разве что здесь продолжают ежедневно рваться артиллерийские снаряды и погибать люди. Но при этом сфера гражданской жизни существует в абсолютно правовом режиме, работают правоохранительные органы, судебная система, структура снабжения, управления городским хозяйством и органы государственной власти. О былых отжимах, подвалах, куда мог угодить каждый без малейших на то оснований, о пьяных людях с оружием на улицах города, бронетехнике, рвавшей на куски донецкий асфальт, забыто навсегда.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СБУ обязали открыть дело на сотника Майдана за терроризм
Независимость ДНР обернулась фактическим обретением документов, которые не просто признаны Россией абсолютно легитимными, но по своему правовому статусу и возможностям постепенно приближаются к российским. Таким образом, процесс интеграции Донбасса в Россию в 2017 году пошел полным ходом. Конечно, можно только сожалеть о том, что ДНР и ЛНР не удалось пройти путем Крыма, без кровопролития и разрушенных городов и сел, но и во время Великой отечественной войны судьбы Бреста, Сталинграда и, например, Свердловска оказались разными. Линию фронта невозможно выбрать, она проходит там, где противники сходятся в смертельной схватке.
Ну а фактическое включение промышленности Донбасса в российский промышленный комплекс — это финальная фаза интеграции, которая была целью провозглашения независимости, но растянулась на долгие годы. Если подводить итоги прожитых непростых лет, то, наверно, можно сказать, что провозглашение независимости не было ни в какой мере обусловлено желанием учредить отдельное суверенное государство. Это была независимость от безумия, охватившего Украину, и желание опереться на здравый смысл, который в значительной степени является основой жизни государства.