Закон не страшен
Сегодня в Киеве, Одессе, Днепре, Харькове, Львове, Черноморске и других городах Украины прошли митинги, в ходе которых зоозащитники обратились к народным депутатам Украины с требованием принять законопроект 5119, предусматривающей наказание на законодательном уровне за жестокое обращение с животными. Участники акций подчеркнули, что в стране участились случаи беспрецедентной жестокости по отношению к животным, а также убийства собак и кошек, на что власть не обращала никакого внимания.
Как рассказала изданию Ukraina.ru руководитель украинского фонда «За жизнь» Яна Ренк, митинги связаны с сегодняшним рассмотрением законопроекта Немировского по защите животных в Верховной Раде.
«Митинги прошли в нескольких городах. Мы добивались того, чтобы ВР одобрила проект Немировского, реальные сроки за убийство животных и жестокое обращение с ними. Нам очень нужен нормальный закон. Дальше это продолжаться не может. И этими акциями мы пытались повлиять на депутатов», — заявила она.
В целом, можно считать, что битва в борьбе за жизнь животных выиграна, но война еще впереди. Сегодня Верховная Рада в первом чтении приняла документ, которым вводятся большие по сравнению с прежними штрафы (от 3400 грн. до 8500 грн.) за жестокое обращение с животными, а в случае изощренных издевательств нарушителям грозит до 8 лет тюрьмы.
До сегодняшнего дня Конституция Украины предполагала два вида наказания за жестокое обращение с животными — административное (ст. 89) и уголовное (ст. 207). Оба выглядят смешно в глазах правозащитников. Административное наказание предусматривает наложение штрафа в размере от трех до семи не облагаемых минимумов доходов граждан. Статья 207 Уголовного кодекса Украины предполагает исправительные работы на срок до шести месяцев или штрафом в размере до сорока минимальных размеров заработной платы».
В 2013 году Украина ратифицировала Европейскую конвенцию по защите прав домашних животных. Конвенция предусматривает, что уменьшение количества беспризорных животных должно осуществляться гуманным способом, без боли, страдания и унижения, а отлов должен проводиться с причинением минимальных физических страданий животным.
Однако конвенция, как и статьи УК не работают. Мало того, что злоумышленников нужно поймать буквально за руку, чтобы как-то доказать преступление, но и в целом, убийством животным заниматься полиция и патрульные в большинстве случаев не желает. Ведь если не ценится человеческая жизнь, кто будет ценить жизнь животного?
«Да и посудите здраво, разве, наша полиция будет заниматься делом об убийстве животного? Конечно же нет. Закон принят, но до его исполнения мы еще не доросли», — пишет на одном из форумов пользователь Alisa.
Охотники по собачью душу
Как рассказала Яна Ренк, острее всего стоит проблема с убийством собак, которые приобрели массовый характер. Убийствами занимаются так называемые догхантеры (охотники за собаками).
Они заявляют, что руководствуются благими целями, защищая городских жителей от бездомных больных и опасных собак. При этом перед тем, как совершить убийство "больной" собаки, к ветеринару на предмет заболевания, ее никто не ведет.
Статья 207.1 УК не распространяется на случаи уничтожения вредных, заразных или беспризорных животных с соблюдением нормативных требований. Именно этой статьей, по всей видимости, и прикрываются догхантеры, многие из которых убивают не только бездомных, но и домашних собак. И делают это с изощренной жестокостью.
Они действуют сами по себе. Это течение давно приобрело массовый характер. У догхантеров даже был собственный сайт Вредителям.Нет vredy.site. В закрытой части сайта публиковались объявления о живодерских акциях. Однако названия форумов догхантеров постоянно меняются.
Массовое убийство животных осуществляется с помощью антибиотика изониазид. К нему добавляют другие лекарства. В итоге собака умирает в жестоких муках и судорогах. Кроме того, собак отстреливают, разбрасывают отраву на улицах, в связи с чем шансы отравиться есть и у домашних собак.
Догхантеры утверждают, что убивают только агрессивных и бездомных животных. Однако на деле ситуация иная. Например, в апреле 2015 года в селе Лисовичи Вышгородского района Киевской области живодеры сожгли приют, в котором заживо сгорели более 70 собак. Вольеры облили горючей смесью и подожгли. В 2016 году в Ирпене и в Киеве яд забрасывали во дворы частных домов, а в Голосеевском парке были расстреляны белки.
«Умирая, собаки не чувствуют боли», — оправдываются догхантеры. Но хозяева животных, пострадавших от рук убийц рассказывают обратное. Собаки зачастую умирают в судорогах и страшных мучениях.
Защитники животных полагают, что догхантерство является одним из элементов коррупционного криминального бизнеса на смерти животных.
«Живодеры массово координируют свои действия на сайтах, адреса которых постоянно меняются. Их не закрывают и они постоянно функционируют. Значит они кем-то финансируются. Есть много случаев, когда были известны и имена, и фамилии убийц, но никакого наказания не следовало», — сообщила Ренк.
Сказки Кличко и горе-Евровидение
По словам правозащитницы Яны Ренк, на Украине не строится ни одного нового приюта. Мэр Киева Виталий Кличко обещал, что начнется строительство на Автопарковой, земля была выделена, но проект годами простаивал. Поэтому в его слова правозащитникам верится с трудом. В основном вся инициатива лежит на плечах волонтеров.
«Волонтеры осуществляют программы по стерилизации, размещению животных в приютах. Помогают простые граждане, а также много частных приютов, которые переполнены. Финансирования от государства нет. Коммунальные предприятия — это такое дно, где очень удобно расхищать средства. Поэтому постоянно нужен контроль расхода средств. Есть комиссии, которые наблюдают за этим процессом. Мы тоже не в восторге от того, что животные на улице. Но решать это надо другим способом», — подытожила Ренк.
Угроза жизни животных появилась и без того скандальным проведением Евровидения в Киеве. Массовый "безвозвратный отлов" животных начался на Украине перед футбольного Евро-2012, история может повторится и сейчас.
Еще в декабре 2009 года всеобщее возмущение вызвал видеосюжет из новостей Лисичанска, в котором власти города с продемонстрировали передвижной крематорий, прозванный «современным и экологически безопасным способом утилизации». Агрегат обошелся муниципалитету в 198 тысяч гривен. Жители Харькова, Донецка, Луганска, Киева писали в Интернете о том, как на улицах их городов собак отстреливают, травят дитилином и другими ядами. ETA (People for the Ethical Treatment of Animals — Люди за этичное обращение с животными) обратилась к официальным лицам Украины с требованием прекратить убийства животных. Петицию поддержали многие общественные деятели, политики, спортсмены — Михаэль Шумахер, немецкие футболисты Лукас Подольски, Томас Мюллер. Ряд европейских СМИ обратился напрямую к послу и президенту Украины.
«Любое проведение массового мероприятия, которое предусматривает участие зарубежных гостей, требует наведения порядка. И животные мешают властям. Перед проведением Евро-2012 были массовые убийства животных, скорее всего, это повторится и перед Евровидением. И мы должны этого не допустить», — рассказала Яна Ренк.
22 апреля должен состояться международный марш в защиту животных Варшава-Рим-Киев. По словам организаторов, марш состоится вне зависимости от сегодняшнего решения Верховной Рады. Ведь закон законом, а то, как на Украине относятся к человеческой жизни отнюдь не обнадеживает.
Цена жизни
В Европе и США существуют специальные организации, оценивающие стоимость человеческой жизни. Этот показатель является важным фактором того, как государство ценит своего гражданина и в соответствии с этим обеспечивает безопасные условия для его жизнедеятельности.
Так, Агентство по защите окружающей среды США оценило жизнь одного американца в $9,1 млн, Администрация питания и лекарств — в $7,9 млн, Департамент транспорта (Department of Transport) — в $6 млн. В Европе рекомендуемое значение стоимости жизни человека составляет примерно $5,7 млн. Такая оценка жизни человека заставит любого работодателя, в первую очередь, заботиться о безопасности своего наемного работника.
В развитых экономиках исходят из того, что чем выше стоимость человеческой жизни, тем выше порог материальной ответственности правительства, ведомств и компаний, а значит, тем больше рыночная система вкладывает в безопасность, чтобы не платить штрафные санкции. В буквальном смысле высоко оценивая человеческую жизнь, развитые страны перешли к защите прав животных.
На Украине законодательно закреплены несколько противоречивых норм, которые дают частичное представление об оценке стоимости жизни граждан. Сегодня оценка стоимости жизни в Украине находится в пределах от 7 до 250 тыс. грн., что не стимулирует государство охранять жизнь своих граждан. Иными словами на Украине жизнь человека предпочитают считать бесценной, что служит хорошим оправданием для бездействия.
А результат налицо — смертность населения в трудоспособном возрасте по Украине в 3,5 раза выше, чем в европейских странах. Что уж говорить о братьях меньших.