Автор статьи обращает внимание, что возможность повторения аварии, не уступающей по масштабам разрушению энергоблока Чернобылькой АЭС, намного выше, чем принято считать.
«Проблемы, возникшие перед Украиной в атомной энергетике многогранны, но главной из них является коррупция, которая порождает безответственность и халатность в управлении критически важной инфраструктурой», — говорится в публикации The Washington Times.
Журналист отмечает, что ситуацию на ядерных объектах Украины должна контролировать независимая Государственная инспекция ядерного регулирования, однако де-факто она подчиняется компании «Энергоатом», которая назначает руководство ведомства. Иными словами, регулируемое предприятие управляет контролирующим его органом. Кроме того, на протяжении трех лет пост главного государственного инспектора по ядерной и радиационной безопасности Государственной инспекции ядерного регулирования вакантна, что приводит к пренебрежению техникой безопасности и неисполнению предписания МАГАТЭ.
Угрозу создает и инициатива Киева заменить на атомных станциях российское топливо на продукцию американской компании Westinghouse, запустившей 29 марта 2017 года процедуру банкротства. Главная опасность заключается в несовместимости американского топлива и реакторов советского образца. Это доказала их эксплуатация на чешской АЭС «Темелин», в ходе которой выяснилось, что американские топливные элементы часто деформировались, что вело к значительным издержкам производства энергии. Кроме того, реакторы этого типа приходилось выводить из эксплуатации вне очереди для замены испорченных кассет.
«Режим повторения Чернобыля поставлен на ожидание», — предупреждает автор статьи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ядерное распутье: повлияет ли банкротство Westinghouse на украинские АЭС
В июле прошлого года представители ведущих организаций европейской атомной промышленности выразили обеспокоенность планами Украины построить хранилище для отработавшего ядерного топлива в радиусе 70 км от зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, которое собираются ввести в эксплуатацию в 2018 году. По мнению экспертов, проект противоречит нормам ядерной безопасности и создает риски аварий. В частности, отмечалось, что тендер по выбору американской компании Holtec International в качестве основного подрядчика для строительства центра хранения не был прозрачным и открытым, а у самой компании нет опыта и технологий строительства таких объектов.