Если говорить о Балаклее, то Киев придерживается версии о российском беспилотнике, который якобы сбросил бомбы, чтобы уничтожить склады с оружием. Аналитики убеждены: эта версия не выдерживает никакой критики.
«Взрывы начались в 2 часа ночи, время, когда совсем тихо. Вероятность того, что поджёг осуществили посредством беспилотника ничтожна. К тому же нет никаких доказательств версии военного прокурора Матиоса. Полагаю, власть вообще попытается выдавить пожар в Балаклее из информационного пространства и заполнить ленты в СМИ новостями об удачном преодолении последствий взрывов», — выдвигает свой прогноз политолог Иван Лизан.
Вариант с российской диверсией выгоден власти, так как позволяет избежать ответственности. Если «воровство» или «халатность» — это вопросы к украинской власти, то с кремлевских диверсантов спроса нет. Такого мнение придерживается Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики.
«Тем более, когда речь идет о больших финансовых потерях — нанесены убытки в размере 7,5-8 млрд гривен (денежный эквивалент взорванных снарядов), а также огромный социальный и экологический урон. Правды мы не узнаем, и, я думаю, объективное расследование по ситуации в Балаклее будет только после избрания нового парламента и президента».
Потенциально есть все предпосылки говорить об отставке министра обороны Степана Полторака. Так как даже если это была диверсия противников Украины, то на третьем году войны уж точно кто-то должен за нее ответить. Но, уверены аналитики, высокие головы не полетят: они все подбираются по принципу личной преданности, а не по профессиональным качествам. Зато все грехи почти наверняка навесят на рядового «стрелочника».
Также Балаклейское ЧП, по мнению Бортника, может дискредитировать Украину в глазах западных партнеров.
«Мы просим оружие на 100-300 миллионов долларов, а сами его потеряли примерно на ту же сумму. Конечно, на Западе к такому отнесутся с непониманием. Возможно, это станет основанием для сокращения военной поддержки Украины», — напоминает политолог.
Взрывы в Балаклее и запрос Харьковской области в центр по выделению средств на погашение убытков от ЧП также сигнализируют о том, что бюджетная децентрализация в регионах провалилась: у регионов появились дополнительные обязательства, а денег как не было, так и нет.
«Доля местных бюджетов в общем бюджете на 2,5% меньше, чем в 2013 году. Денег номинально они получили больше из-за инфляции и инфляционного роста бюджета, но в реальности доля местных бюджетов стала меньше», — приводит факты Бортник.
Дополняя коллегу, Иван Лизан подчеркивает, что деньги, конечно, на преодоление последствий выделят, но их будет недостаточно, а Балаклея теперь будет похожа на прифронтовые города Донбасса, покрытые шрамами и воронками.
Что же касается покойного Вороненкова, то, по признаю политических экспертов, негативную роль здесь сыграли вопиющий непрофессионализм Генпрокуратуры и украинских спецслужб. Именно генпрокурор Юрий Луценко обнародовал статус бывшего российского законодателя как свидетеля по делу экс-президента Украины Виктора Януковича. Что фактически сделало мишень из беглого депутата. Как бы то ни было, больше всего это ударило по России, поскольку в западных СМИ эти два события подавались исключительно, как российский след, считает Бортник.
С ним солидарен и политолог Иван Лизан.
«Киллер — уголовник и фашист, служивший в АТО. Такие люди легко поддаются манипуляциям со стороны спецслужб. А СБУ любит использовать «патриотов» для разнообразных акций — они позволяют не «светить» сотрудников спецслужбы. Интерес СБУ в деле — поддержание фона вокруг расследования дела Януковича и нагнетание антироссийской истерии как внутри Украины, так и на Западе».
Ночью 23 марта начались взрывы на оружейном складе в городе Балаклее Харьковской области, где хранилось 138 тысяч тонн боеприпасов. К ликвидации ЧП было привлечено порядка 1000 бойцов Национальной Гвардии, от Госслужбы по ЧС — 250 человек и 50 единиц техники. Одна жительница погибла, эвакуированы почти 20 тысяч человек, которые понемногу возвращаются домой. Главный военный прокурор страны Анатолий Матиос говорит, что перед взрывами над хранилищем был слышен гул беспилотника. Министр обороны Степан Полторак заявляет, что ЧП — элемент российской агрессии в Украине, который однако не нанес особого ущерба обороноспособности страны. По состоянию на 27 марта пожар ликвидирован, идет разминирование.
Тем же утром 23 марта в центре Киева был застрелен бывший депутат Государственной Думы РФ Денис Вороненков. Утверждается, что в прошлой депутатской жизни он был «решалой» — решал за деньги вопросы собственности. Он получил украинское гражданство за то, что якобы знал что-то важное о бывшем президенте Украины Викторе Януковиче, о чем как свидетель собирался дать показания ГПУ. Убийца Вороненкова — находившийся в розыске бывший осужденный, праворадикал Павел Паршов, который два года служил в Нацгвардии. По версии украинских органов, убийство — дело российских спецслужб.