Заявление специального докладчика ООН по вопросу об опасных веществах Баскута Тунджака о том, что продолжение конфликта на Донбассе чревато риском масштабной экологической катастрофы, получило широкий резонанс. И неудивительно: еще свежи в памяти события 24 февраля этого года, когда обстрел склада, где хранились значительные запасы хлора, лишь чудом не привел к фатальным последствиям.
А ведь это не единственный такой потенциально опасный объект. Недалеко от районов, где ведутся боевые действия, находится немало промышленных объектов, обстрелы которых могут спровоцировать техногенные аварии, крайне опасные как для людей, так и для окружающей среды.
Предложенные специальным докладчиком ООН меры: демилитаризация зон, примыкающих к аварийно опасным объектам, и обеспечение персонала служб водоснабжения специальным оборудованием на случай повреждения складов с хлором — представляются вполне разумными. А вот затягивание с урегулированием вооруженного конфликта (за ним стоят силы, обогащающиеся за счет продолжающихся боевых действий) в такой ситуации не просто неразумно — преступно.
Любой вооруженный конфликт — сам по себе уже трагедия. Но в Украине, буквально напичканной объектами, повреждение или разрушение которых чрезвычайно опасно с точки зрения возможных последствий, вооруженное противостояние может стать причиной еще и страшнейших техногенных и экологических катастроф.
Многочисленные хранилища ядохимикатов, склады боеприпасов, разного рода химические предприятия — все это в какой-то мере представляет собой угрозу даже в мирное время. Достаточно вспомнить выброс аммиака в Горловке в августе 2013 года. А также Бхопальскую катастрофу 1984 года на предприятии Union Carbide в Индии, унесшую около 18 тыс. жизней (результат отравляющего воздействия химикатов).
Взрыв в 2001 году в Тулузе на химкомбинате AZF нитрата аммония, в результате чего были повреждены тысячи зданий, а общий финансовый ущерб составил около 3 млрд евро; разрушение в 2010 году неподалеку от Будапешта плотины резервуара алюминиевого завода Aikai Timfoldgyar Zrt с содержащими ядовитый красный шлам отходами, которые затопили города Дечевар и Колонтар. В ситуации же вооруженного конфликта такого рода риски — гибель людей, отравления воды, разрушения жилищ — возрастают многократно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Медведчук: Минские соглашения — единственный план по урегулированию ситуацию в Донбассе
И в этом плане наше общество, точнее говоря, та его часть, которая полагает, что конфликт разрешится сам по себе, без активного участия граждан, по сути, играет с огнем. Фатализм, вообще говоря, не лучший рецепт, даже когда речь идет о судьбе одного человека. Но когда решается судьба страны, когда вмешательство граждан в политический процесс способно предотвратить общенациональную катастрофу, фатализм смертельно опасен. Так что сегодня от позиции каждого украинца зависит многое. Поддержать мирные инициативы — значит способствовать восстановлению в Украине прочного и надежного мира, без катастроф и потрясений.