Редактор англоязычного журнала Ukrainian Defense Review Антон Михненко констатировал: всему виной санкции, которые ввел Запад против России.
«Санкции, которые были введены против РФ, опосредованно легли на Украину. Отечественным производителям стали отказывать в возможности покупать программное обеспечение, комплектующие современного вооружения из-за угрозы их попадания в Донбасс или Крым, а оттуда и в Россию», — признал эксперт.
Его заявление прозвучало 14 февраля на пресс-конференции в Киеве, где украинские военные эксперты рассказали о том, как в действительности проходит военное сотрудничество Украины и Запада. Они представили общественности результаты исследования, которое велось на протяжении последних двух лет.
Разоружение Украины
«Обзор сделан на основе работы за последние два года. Мы контактировали с представителями более ста наших государственных и частных компаний и с представителями тридцати иностранных компаний на иностранных выставках — это такая инсайдерская информация, взгляд на Украину со стороны иностранных компаний», — заявил Сергей Згурец, директор информационно-консалтинговой компании Defense Express и редактор журнала «Экспорт оружия и оборонный комплекс Украины».
Главный вывод, который сделан аналитиками на основе опыта трех лет войны и перевооружения украинских войск: реальная продуктивность контактов Киева с американскими и европейскими оружейными компаниями является почти нулевой.
«Сотрудничество идет в крайне ограниченных секторах, условий для обеспечения прорыва в перевооружении украинской армии на основе новых технологий не наблюдается», — подчеркнул Згурец.
В 2014-2016 годах на первый взгляд происходило активное сотрудничество с европейскими и иностранными компаниями. Однако все те образцы вооружений, которые поставлялись Киеву, это индивидуальные средства защиты, ограниченное количество автомобильной техники, радары контрбатарейной борьбы, устройства ночного видения, системы связи, беспилотники, медицинские комплекты.
В основном это поставлялось на безвозмездной основе или по отдельным контрактам. И если углубиться в эти контракты, то можно констатировать: при закупке вооружений были случаи, когда европейские и американские компании отказывали Украине в закупке крайне необходимых для ВПК позиций.
Приключения электроники
В 2014 году сложилась тенденция по ограничению поставок Украине сложной электроники для создания новых образцов оружия. Тогда у Киева появилась потребность закупить на западе современные системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для подавления беспилотников ополченцев ДНР и ЛНР. Собственное производство таких систем находилось на заводе «Топаз» в Донецке. За 2014 год удалось договориться с немцами и французами, которые обещали поставить необходимые средства РЭБ.
«Фактически вышло так, что немецкая компания «Розеншварц» дала разрешение на поставки только гражданских образцов таких систем, а французская «Талес», подписав контракт, смогла поставить эти образцы только в конце 2016 года. То есть, закупка высокотехнологичных устройств крайне затруднена и не позволяет существенно усилить потенциал украинской армии», — констатировал Згурец.
В 2014 году также стояла задача закупить специальную электронику, которую можно было бы использовать для создания необходимых систем на Украине. На Украине нет производства своей радиоэлектронной базы, поэтому все микросхемы закупаются в американских или европейских странах. Эксперт привел несколько примеров того, как происходит это сотрудничество в последние годы.
«Украинский изготовитель РЭБ сообщил, что европейские изготовители поставили Украине следующие условия: элементная база, которую будут поставлять на Украину, не должна использоваться дальше Киева, не должна попасть в зону АТО, причем поставки этих элементов возможны только через полгода», — рассказал Згурец.
Он также сообщил, что киевская компания «Радионикс», которая поставляет электронику для украинских ВВС и разрабатывает головки самонаведения для перспективных ракет, не может получить необходимые комплектующие.
«На сегодняшний день британские и американские компании начали ставить преграды. Как заявили нам наши американские партнеры, начиная с 2017 года они не будут поставлять критически важные элементы», — привел Згурец заявление директора «Радионикса», сделанное в конце 2016 года.
Наиболее интересный случай произошел с украинской компанией «Маркет-Матс» — изготовителем тренажеров для авиационной техники, на которых учатся все украинские пилоты истребителей и вертолетов. «Маркет-Матс» продолжительное время работала с канадскими партнерами, которые поставляли на Украину элементную базу. Однако в декабре прошлого года от канадских партнеров был получен парадоксальный, по мнению эксперта, ответ.
«На запрос компании «Маркет-Матс» от канадского партнера получен ответ, в котором утверждается следующее: вы закупаете наше программное обеспечение (которое продается по всему миру без всяких ограничений, отметил эксперт) для Харьковского авиационного института, и есть большой риск попадания этого ПО в Крым, поэтому мы вам отказываем в его поставках», — сообщил Згурец.
По мнению Антона Михненко, этот эпизод ярче всего подчеркивает ту парадоксальную ситуацию, в которой оказалась Украина из-за антироссийских санкций. Он также отметил, что экспортные законодательства ряда стран запрещают поставки вооружений и военной техники в страны, где есть военный конфликт.
«В частности, в законодательстве Норвегии четко обозначено, что страна не может поставлять вооружения в страны, где имеет место вооруженный конфликт», — сказал Михненко.
Среди других внешнеполитических причин, по которым Киев не может получить необходимые элементы и военную технику, он назвал нежелание руководства отдельных государств вступать в конфликт интересов с Российской Федерацией.
«Характер политической и экономической ситуации в мире существенно влияет на организацию военно-технического сотрудничества — как в сфере закупок, так и в организации совместного производства вооружений и военной техники. Например, поставки летальных вооружений запретил президент США Обама. Сейчас ситуация кардинально не поменялась», — признал Михненко.
Эксперты также сообщили, что переговоры по приобретению некоторых систем остановились из-за неподъемной для Украины цены, в частности это касается систем радиоэлектронной защиты истребителей и систем ночного видения для танков.
«На Украине также крайне сложная ситуация с артиллерийскими и стрелковыми боеприпасами», — отметил Згурец, добавив, что в последнее время срываются также и поставки боеприпасов.
Таким образом, приходится признать: все заявления о «великой дружбе» Украины и НАТО остаются пустыми сотрясениями воздуха как со стороны Киева, так и со стороны государств-участников Североатлантического альянса. Политический вес Украины на международной арене несопоставим с влиянием России.
Украинский оборонно-промышленный комплекс неспособен самостоятельно производить современные вооружения и военную технику, и Запад никогда не даст ему такой возможности. Украинское оружие будут всеми силами держать в том состоянии, в котором оно находится сейчас именно западные партнеры, а не Россия, с которой Киев так опрометчиво разорвал отношения.