В круглом столе под названием «Влияние тарифной политики на промышленность и экономику», который проходит в Киеве, приняли участие руководство комитетов Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства; вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности; вопросам экономической политики; вопросам транспорта.
«Если кто-то думает, что мы независимы от страны-агрессора (России — ред.) в энергетическом плане, то он ошибается. До сих пор объединенная энергетическая система Украины работает в синхронном режиме с системами Беларуси и России. И если тепловая генерация будет выключатся из-за того, что не будет достаточно угля, то систему можно легко завалить», — заявил первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам топливо-энергетического комплекса Александр Домбровский.
В результате подрыва опор ЛЭП в Херсонской области активистами непризнанного междлиса крымскотатарского народа 20 ноября 2015 года с перебоями в энергоснабжении столкнулись потребители не только Крыма, но и Украины — на атомной станции в Николаевской области началось аварийное снижение мощности. Несмотря на переход в состав России, энергетическая система полуострова была подключена к общей украинской, поэтому невозможно было отключить всего один сегмент без ущерба для остальных.
В настоящее время украинские радикалы, выступающие против торговли Киева с народными республиками, продолжают блокировать движение по грузовой железнодорожной линии Луганск-Лисичанск — Попасная. Более того, они пригрозили захватить украинские ТЭЦ в случае, если работа электростанций будет остановлена под предлогом дефицита угля. В условиях нехватки энергоресурсов правительство Украины прорабатывает сценарий веерных отключений.
Домбровский признал, что на сегодняшний день Киеву нечем заменить добываемый в Донбассе антрацит. Более того, в ближайшее время украинскому правительству не удастся наладить импорт угля из других стран из-за высокой стоимости и длительных сроков доставки.
В результате вооруженного конфликта в Донбассе украинские власти потеряли доступ к большинству рудников. Более того, именно на востоке страны расположены все шахты, где добывается антрацит. Таким образом, на территории, подконтрольной Киеву, нет ни одной такой шахты, а 50% тепловых электростанций Украины работают на этой марке угля. Пытаясь диверсифицировать поставки, Киев закупил уголь в ЮАР, но южноафриканские энергоресурсы оказались непригодными для использования на ТЭЦ Украины. Причем закупка угля в Южной Африке обошлась намного дороже, чем поставки с предприятий Донбасса.