Представители корпорации «Вертолеты России» сообщили, что правительство России одобрило межправительственное соглашение с Китаем о разработке тяжелого вертолета; в скором времени стороны подпишут контракт. Организацией работ занимается китайская компания Avicopter, которая проводит разработку, испытания, сертификацию и серийное производство вертолета. В свою очередь, российская сторона передаст технологии, создаст техническое предложение и разработает отдельные системы.
«Украинская «Мотор Сич» опровергала участие в проекте, но в пятницу (10 февраля — ред.) в компании «Ъ» пояснили, что она работает напрямую с китайской Avicopter и уже заключила контракты на поставку нового турбовального двигателя АИ-136Т. В «Вертолетах России» поддерживают правила игры, подчеркивая, что «решение по двигателю — за заказчиком, то есть за китайской стороной», — говорится в статье.
Ключевой проблемой для проектирования и производства на протяжении длительного времени был именно выбор двигателя. В мае 2015 года бывший глава «Вертолетов России» Александр Михеев допускал, что на вертолете может быть установлен украинский двигатель Д-136 (аналогичный двигателю Ми-26).
По словам эксперта портала Aviation Explorer Владимира Карнозова, ни на Западе, ни в Китае сейчас нет турбовального двигателя необходимой мощности, а «Мотор Сич» разрабатывал его еще во времена СССР, поэтому выбор китайцев вполне объясним. Если украинское предприятие по какой-либо причине сорвет поставку, то России придется заниматься силовой установкой самостоятельно или совместно с КНР.
После решения украинского правительства о разрыве военно-промышленной кооперации с Россией поставки продукции украинского производства пришлось заморозить. В связи с этим завод имени Климова, базирующийся в Санкт-Петербурге, разработал вертолетный двигатель, который станет заменой продукции «Мотор Сич». Таким образом, разрыв пятилетнего контракта между украинским производителем и российскими покупателями обойдется Киеву потерей $1,2 млрд.