Мэр Львова Андрей Садовый заявил о том, что крупнейший город Западной Украины уже восемь месяцев находится в «мусорной блокаде», и попросил государственных чиновников посодействовать в решении этой проблемы.
По словам лидера «Самопомощи», в городе сложилась критическая ситуация с вывозом твердых бытовых отходов, которая грозит возникновением чрезвычайной экологической ситуации.
«К сожалению, в результате различных обстоятельств, в том числе и админресурса, нам один за другим закрыли все возможности для вывоза твердых бытовых отходов. На сегодня все перевозчики сообщили, что они, или испытывают серьезные трудности с вывозом мусора, или же им вообще некуда его вывозить», — заявил он в видеообращении к горожанам, которое было опубликовано на его странице в Facebook.
После этого Садовый приступил к открытому шантажу киевского правительства. По его словам, «потенциальный экологический кризис может вырасти до международных масштабов, а его последствия могут почувствовать жители соседних государств». Таким образом, львовский мэр недвусмысленно предупредил, что приезжающие с запада иностранцы вскоре уткнутся по дороге в Киев прямо в свалку — если в столице не решат вопрос, который никак не может решить он сам.
Чтобы подтвердить серьезность своих угроз, Садовый тут же пожаловался на ситуацию европейцам. «Я также обратился к международным экологическим организациям, городам-партнерам и посольствам иностранных государств с информацией о ситуации, которая сложилась, и просьбой о помощи», — рассказывает в своем видеообращении мэр.
Как все начиналось
Эпическая история львовского мусора началась с трагических событий 30 мая прошлого года, когда на расположенной возле Львова Грибовичской свалке во время тушения пожара произошел обвал, похоронивший под отходами трех пожарников и местного волонтера. Переполненную свалку пришлось закрыть.
Этот мусорный полигон, оборудованный еще в советские времена (сам мэр Садовый многозначительно подчеркивал: «мусорная свалка досталась нам в наследство от советской власти»), давно заполнили под завязку. А новое хранилище отходов так и не построили, предпочитая устанавливать памятники героям нации. Что, в общем-то, и спровоцировало нынешний мусорный кризис.
В начале июня мэр Львова Андрей Садовый обратился за помощью к своему киевскому коллеге Виталию Кличко, который разрешил сжигать львовский мусор в топке столичного мусоросжигательного завода «Энергия», расположенного на территории густозаселенного Дарницкого района. Киевский мэр заявил, что сжигание части мусора из Львова якобы не оказывает негативного влияния на экологическую ситуацию в Киеве — однако киевляне думали по-другому, выражая возмущение решением мэра. И уже 1 августа Киев прекратил принимать мусор из Львова.
Официальной причиной этого назвали начало плановых ремонтных работ на мусоросжигательном заводе — хотя киевский завод по-прежнему работает на полную мощность, утилизируя местные отходы. На самом деле, киевские власти поняли, что не могут справиться с собственным мусором, потому что как раз летом в столице вспыхнуло несколько скандалов вокруг нелегальных мусорных свалок.
Мусор кочевой
С этого момента львовский мусор принялся кочевать по всей стране. Замаскированные под обычные фуры мусоровозы развозили его по различным областям, высыпая по ночам в местах стихийных свалок или просто где-нибудь на обочине. Естественно, это вызвало общее возмущение — скандалы вокруг незаконной утилизации львовского мусора один за другим вспыхивали в Житомирской, Ивано-Франковской, Полтавской, Черкасской, Хмельницкой и Николаевской областях.
Львовский мусор незаконно сбрасывали в Бориспольском районе под Киевом, где по этому поводу даже завели уголовное дело, а также возле Изюма — на территории зоны АТО. А на Днепропетровщине местные жители были вынуждены блокировать международную трассу, чтобы не пропустить машины мусора к местным свалкам.
Одним словом, украинцы ясно дали понять, что не хотят превращать свои города в свалку. Мэр Львова Андрей Садовый пафосно называет это «мусорной блокадой», но, на самом деле, в других областях страны наблюдаются ровно те же проблемы. Зачастую там тоже некуда девать избыточные отходы, что регулярно приводит к возгораниям мусора.
Начиная с мая 2016 года, на украинских свалках произошел целый ряд крупных пожаров, которые вызвали широкий общественный резонанс. В конце июня крупный пожар произошел на свалке в Николаеве, в июле горел мусорный полигон в Тернопольской области, 4 августа случился крупный пожар на свалке твердых мусорных отходов в Хмельницком, 21 августа загорелась мусорная свалка возле Херсона, а в сентябре на черкасской свалке в селе Свидовок тушили свыше 400 квадратных метров отходов.
Инфраструктура дала сбой
По мнению экспертов, серия «мусорных» пожаров, которые продолжаются на всей территории Украины, свидетельствует о коллапсе системы утилизации бытовых отходов. Все последние четверть века чиновники и предприниматели эксплуатировали станции, хранилища и свалки, которые были построены и оборудованы еще в советские времена, почти не вкладываясь в их капитальную реконструкцию и строительство новых сооружений. Сегодня, когда в сфере «мусорного» бизнеса начался масштабный «передел», это поставило под угрозу экологической катастрофы всю Украину, где мусорные отходы только по официальным данным уже покрывают около 5% территории страны.
Интенсивность подобных происшествий только возрастает — как сообщил глава Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям Николай Чечеткин, минувшим летом на свалках Львовской и Киевской области зафиксированы четыре повторных случая возгорания.
В этих условиях львовским властям пришлось пойти на логичное, но крайне непопулярное решение, которое они всячески оттягивали в течение последних месяцев. На заседании 19 января Львовский горсовет утвердил перечень участков для организации временных площадок для сортировки и брикетирования мусора, которые будут открыты в каждом районе Львова.
Другими словами, местные власти решили складировать отходы на территории самого города, и хотя Андрей Садовый пообещал, что это не будет представлять для львовян никакой угрозы, в горсовете тут же вспыхнула драка, которую затеяли возмущенные жители одного из спальных районов города. Их можно понять — ведь еще в октябре львовские экологические активисты опубликовали на Facebook фото табличек с надписью «Осторожно. Обнаружен «тиф», которые были установлены львовскими властями возле переполненных до отказа мусорных баков в густонаселенном львовском районе Левандовка. Тогда городу удалось избежать вспышки заболевания — но совсем не факт, что она не может произойти в дальнейшем, если отходы будут перерабатывать и складировать прямо на его территории.
После начала драки мэр Садовый спешно покинул здание горсовета. Специфика проблемы утилизации мусора состоит в том, что от нее нельзя убежать, привычно заболтав ситуацию патриотическими речевками. Между тем, ни львовские, ни киевские власти, очевидно, не могут предложить эффективные меры, которые позволили бы разрешить мусорный кризис. А это не только указывает на профнепригодность «эффективных европейских управленцев», в качестве которых позиционировала себя команда Садового — это говорит о коллапсе самой государственной системы Украины, от которой давно уже отдает характерным неприятным душком.