Крутое пике
13 января, по данным finance.i.ua с утра на наличном рынке покупка доллара 28,65 грн., продажа — 29,1 грн.
За день до этого, 12 января он поднялся на межбанке на 8 копеек — до 27,29-27,33 грн./$, и на 40 копеек на наличном рынке — по объявлениям в интернете доллар продавали к вечеру по 28,47-28,84 грн./$. В тоже время в некоторых небанковских обменниках впервые почти за два года ставили курс продажи на уровне 29,0 грн./$.
Евро в этом соревновании убежал дальше, обогнав доллар, и превысил в обменниках Киева отметку в 31 гривну. Согласно данным портала finance.ua, средний курс наличного евро составляет в покупке 29,47 грн., в продаже — 30,69 грн.
Нацбанк покрывал дефицит своими продажами из золотовалютных резервов, сдерживая рост межбанковского курса (продал совокупно более $100 млн.). Но уже 11 и 12 числа регулятор отстранился от торгов и со стороны наблюдал за подорожанием доллара. Потому немногочисленные экспортеры получили возможность поднимать свои ценники.
Курс доллара рос по мере увеличения спроса на живую валюту. В четверг на черном рынке совершались крупные покупки. Одним из основных ресурсов вброса гривны на черный рынок являются депозиты, которые сейчас снимаются людьми на фоне неопределенности с будущим в связи с национализацией «Приватбанка» и признания неплатежеспособным «ПлатинумБанка». Уровень доверия к банковской системе Украины достигло отрицательных значений.
Разница курса на межбанковском рынке и на черном рынке, по мнению экономического эксперта Олега Устенко, является самым тревожным сигналом и говорит об ошибочной тактике НБУ.
«Появилась серьезная разница между курсом на межбанковском валютном рынке, который потом, устанавливает НБУ и на черном рынке — 5%. Это сигнал, который должен настораживать. НБУ не посылает четких сигналов рынков по поводу своей курсовой политики. Межбанк несколько раз на праздниках выходил на международный рынок и покупал валюту. Если бы они этого не делали, гривна могла оставаться на том же уровне. 6 числа они могли продать, то что купили. Но этого не было сделано. НБУ постоянно делает тактические ошибки. Рынок живет в ожидании девальвации, в связи с этим экспортеры не заводят свою валютную выручку в страну», — заявил он в комментарии Украина.Ру.
В этой связи действия украинцев вполне предсказуемы, считает экономист. Они копируют поведение власть предержащих.
«Население, которое видело результаты декларирования — 12 млрд гривен на руках у депутатов, большая часть не в банковском секторе. И люди копируют тех, кто проводит экономическую политику в стране. Логично, что они бросились закрывать свои счета и конвертировать их в валюту», — пояснил Устенко.
Да и богатые тоже плачут, переживают и даже бегут из страны. Так, владелица киевского элитного бутика "Sanahunt Luxury Department Store" была задержана сотрудниками Государственной фискальной службы в ходе таможенного досмотра в международном аэропорту "Киев". Это дело быстренько замяли, чтобы не будоражить сознание и так растревоженных ни на шутку граждан страны. Уж если богачи бегут, то что делать им.
В НБУ объяснили падение гривны единственным фактором — снижением деловой активности. Однако, ввиду последних событий, экспертному сообществу очевидно, что факторов хоть отбавляй. И вина всему — системный кризис украинской экономики, с которым власти Украины, как бы ни хотели, уже не в силах совладать.
Слабая экономика — слабая валюта
Совершенно очевидно, то, что у слабой и неконкурентной экономики не может быть сильной валюты. Авторитетное агентство Bloomberg на основании данных 146 экономистов и аналитиков в своем докладе об основных угрозах 2017 года, прогнозируют вероятность того, что в Украине в этом году произойдет дефолт.
Не надо быть экономистом, чтобы понять, что экономика страны не может расти в условиях, когда национальный регулятор Нацбанк Украины не заинтересован в улучшении экономического будущего страны. Надеяться на Нацбанк Украины, когда его глава по уши погрязла в коррупции и занята собственным обогащением, как и большинство украинских властей, наивно и смешно.
Сегодня Национальное антикоррупционное бюро Украины завело уголовное дело против главы Национального банка и главы Фонда гарантирования вкладов физических лиц Константина Ворушилина по подозрению в причастности к махинациям со средствами ликвидированных банков на сумму около 315,6 миллиарда гривен.
По данным экс-прокурора ГПУ Владислава Куценко, НБУ искусственно занизил стоимость активов 68 ликвидированных банков с 415 миллиардов гривен до 99,4 миллиарда гривен с целью продажи таких активов за бесценок подконтрольным субъектам. Это, в свою очередь, привело к тяжким последствиям для экономики и к массовым невыплатам долгов вкладчикам таких банков.
В Нацбанке же такие действия окрестили оздоровлением финансового сектора страны. В рамках такого лечения НБУ с 2014 года закрыл более 80 банков.
Еще одним решением в рамках оздоровления украинской экономики стало предложение НБУ ввести 1000-гривенную купюру. Действительно, в целом появление 1000 гривен может стимулировать экономику — теневую. Это признал даже заместитель председателя Национального банка Украины Дмитрий Сологуб. Однако, по его мнению, крутые времена, требуют крутых решений.
«Как, например, говорят о евро. Что 500 евро убирают, потому что это любимая купюра фальшивомонетчиков или наркодилеров", — уточнил Сологуб.
В глазах экспертов выпуск таких крупных купюр говорит о том, что гривна обесценивается окончательно.
«Для людей, когда появляются новые номиналы, новые купюры, это был признак того, что их состояние, их сохранение в гривне обесцениваются на глазах. Это ещё раз говорит, что гривна как национальная валюта у нас обесценивается. Эта купюра как бы подчеркивает, что национальный банк допустил ряд очень существенных ошибок за прошлый период», — заявлял экономист Александр Охрименко.
По мнению экономического эксперта Александра Охрименко, при курсе 30 грн./$ инфляция достигнет уровня 20-25%.
«Если курс будет выше, то и инфляция может дорасти до 50%. Это очень и очень опасно. Покупательская способность людей падает, соответственно бизнес терпит убытки, закрывается, не платит налоги. Это замкнутый круг», — считает он.
На всем этом фоне еще более издевательски звучат сообщения о повышении минималок, которые сулит украинцам премьер Владимир Гройсман. Немного переварив эту информацию, думающие эксперты и экономисты определили, что выиграют, как и в случае с увеличением стипендий, лишь самые малоимущие слои населения, а в целом это сулит увеличением налогов для бизнеса, ростом сокращений, уменьшением субсидий и другими «приятными» сюрпризами. То есть — мощный удар по среднему классу, по тем, кто все еще способен себя сам обеспечить и не зависит от правительственных субсидий.
Два сценария для гривны — утопически-хороший и плохой
Успех или неуспех экономики оценивается состоянием национальной валюты в голове населения. Поэтому девальвация валюты в Украине точно не добавляет уверенности в правильности экономической политики.
По мнению Устенко, есть два сценария развития ситуации — оптимистический (маловероятный) и пессимистический.
1. Украина начинает активно двигаться по пути проведения структурных реформ, в результате чего имеет возможность роста притока иностранных инвестиций. Но в этом году вряд ли Украина получит более 2 млрд притока иностранных инвестиций при потребности от 5 до 10 млрд долларов. Это деньги которые надо выплачивать по внешним займам, обслуживание кредитного ресурса. Но это значит, что из них можно перекрыть 2-3 млрд долларов за счет прямых иностранных инвестиций, но оставшуюся сумму брать будет неоткуда, если Украина не будет более активно двигаться по пути реформ.
2. При негативном сценарии можно выдержать курс в районе 30 гривен. Сотрудничество с международными институциями затруднено, прямые инвестиции на уровне 2-3 млрд долларов. Возникает вопрос, каким образом профинансировать недостающую сумму во внешнем финансировании.
Здесь, по словам эксперта, есть также несколько вариантов.
В первом случае, Украина идет на снижении золотовалютных резервов, которые сейчас находятся на уровне 15,5 млрд долларов, что на самом деле перекрывает чуть более, чем три месяца украинского импорта и нуждается в пополнении. Эта стратегия вовлечет страну в новый кризис.
Во втором-случае, выйти на внешние рынки заимствованного капитала. Тогда образуется большой внешний долг, который уже находится на отметке 90 % ВВП. Кроме всего, этот долг обойдется очень дорого. В 2016 и 2017 гг. Украина вынуждена отдавать 5% ВВП на обслуживание внешнего и внутреннего долгов, в 2018 году эта цифра может увеличиться до 8%.
Устенко сообщил, что сейчас следует говорить больше не о девальвации, а о волатильности гривны. Кроме того, по информации эксперта, больше всего в мире девальвировала турецкая лира. Однако ввиду тотального обнищания украинского населения, едва ли можно говорить, что еще более бедственное положение других стран может утешить рядового украинца. Тем более не прибавляет оптимизма лавирование экономическими терминами.