Обмен по Савченко
Надежда Савченко опубликовала списки украинских пленных, которые по ее данным находятся в плену в ЛДНР. Всего в списках — 129 человек. Также Савченко сообщила, что Украина разыскивает еще 494 своих военнослужащих, которые пропали без вести.
Она хотела бы обменять и украинских политзаключенных, которые содержаться в российских тюрьмах и в «оккупированном» Крыму. Всего их 44 человека.
Савченко хочет, чтобы обмен пленными прошел в три этапа.
"Этап первый: осуществляется обмен по спискам, которые подтверждает каждая сторона со своей стороны удерживаемых пленных.
Этап второй: из тех, кто остался в списках, разыскиваются по скрытым тюрьмам и подвалам, одной и другой стороной, все пленные, которые остались живы.
Этап третий: все, кого найти не удалось, признаются мертвыми или без вести пропавшими" — написала Савченко на своей странице в Фейсбуке.
СБУ раскритиковала Савченко
Служба безопасности Украины в лице Юрия Тандита, советника главы СБУ, считает списки Савченко некорректными, сообщила «Украинская правда».
«В этом списке есть без вести пропавшие ребята. Даже погибшие. Кроме того, есть те, кто уже освобождены», — раскритиковал Савченко Тандит.
В итоге Савченко подкорректировала свои списки с учетом критики.
Также советник главы СБУ выразил неудовольствие вообще публикацией самих списков, что, по его словам, противоречит закону о защите персональных данных. Благодаря публикации родные пленных могут стать жертвами разного рода мошенников, которые за мзду будут обещать помочь освобождению.
"Как публикация этих списков поможет освобождению заложников?! Эффективные переговоры всегда проводились без публичности", — считает Тандит.
Глава ЛНР поддержал
В отличие от СБУ глава ЛНР Игорь Плотницкий поддержал Савченко.
«Савченко считает, что опубликованные списки имеют как бы больше шансов на реализацию этого проекта (обмена пленными — ред.). Сказать, что это не так, сложно», — сказал Плотницкий. — Если она считает, что таким образом Украина не сможет отвертеться от решения этих проблем, только публикуя списки эти, мы ничего против не имеем. Потому что мы не скрывали и не скрываем тех пленных, кого мы можем вернуть, и тех, кого мы хотим взять», — полагает глава ДНР.
Дела с Савченко ДНР иметь пока не хочет
А вот в ДНР к спискам Савченко отнеслись без всякого энтузиазма. Их там изучать не собираются. Во всяком случае, Дарья Морозова, уполномоченный по правам человека в ДНР, делать этого не намерена.
«Я не анализировала эти списки — они мне неинтересны. Почему? Потому что Надежда Савченко не является официальным переговорщиком. Есть ведь официальные лица, уполномоченные Украиной заниматься проблемой пленных, есть официальные переговоры об этом. Я вам больше скажу: я эти списки даже не просматривала», — сказала Морозова Ukraina.ru.
Обмудсмен, как и прежде, настаивает на том, что в ЛДНР находятся всего 47 украинских пленных. Больше их нет. Никаких других цифр в этом плане, в том числе и тех, которые фигурируют в списке Савченко, она не признает. Никто из украинских пленных ни в каких «секретных тюрьмах» ДНР также не содержаться. Если бы они там содержались, то, по словам Морозовой, об этом давно бы уже знала ООН.
«Раньше, когда украинская сторона подавала нам списки своих пленных, которые, как она считала, находятся у нас, она постоянно настаивала на том, что это стопроцентная информация. Когда же мы просили их дать более расширенную информацию о том, где видели этих пленных, и при каких обстоятельствах они к нам попали — мы не против заниматься их поисками — то СБУ сама не знала, где они находятся. Понавставляли в списки фамилий, а как их искать, никто не знает», — пожаловалась Морозова.
Порошенко говорит "нет"
Обмен пленными между Украиной и ДНР, который планировался еще до Нового года, так до сих пор и не состоялся, потому что, как считает Дарья Морозова, этого не хочет Порошенко. Украинский президент не готов произвести обмен по формуле «всех на всех», как того требуют минские договоренности.
«Люди на Украине уже готовы к обмену, а господин Порошенко все никак не может отдать им приказ, чтобы этот обмен произошел. Украинская сторона выбрала небольшое количество наших пленных — около 250 человек — и сказала, что это максимум, который она может отпустить. Но нас это не устраивает, потому что нам нужны все наши пленные. У нас есть четкая формула: «всех на всех» и никак иначе, — подытожила Морозова.
Напомним, что ЛДНР готова обменять 47 человек, которые находятся у нее в плену, на почти 700 своих военнослужащих, которые удерживает у себя Украина.
Ускорить процесс обмена
Вне всякого сомнения, Надежда Савченко, публикуя список украинских пленных, делает святое дело — она пытается сдвинуть с мертвой точки давно уже затормозившийся по вине официального Киева процесс обмена пленными.
Самоочевидно, что Петру Порошенко он не нужен, так как украинский президент прекрасно понимает, что идя на обмен «всех на всех», как того требуют минские договоренности, он, во-первых, тем самым признает, как Александра Захарченко и Игоря Плотницкого, так и ДНР с ЛНР, стороной переговоров, а не «ОРДЛО», «сепарами» и «террористами».
Во-вторых, обмен пленными сдвигает с мертвой точки реализацию минских договоренностей. Дальше от Порошенко будут требовать амнистии, принятия законодательства о выборах в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и децентрализации, закрепленной в Конституции. А этого «партия войны» в Киеве не хочет.
Так что Савченко, желает она этого или не желает, играет сейчас на стороне «партии мира», то есть на стороне минского процесса.
Публикация «списка Савченко» призвана настроить украинское общественное мнение в пользу обмена. Савченко как бы этим говорит: посмотрите, наши сыновья, братья, отцы уже несколько лет томятся в плену, а украинская власть, исходя из конъюнктурных политических соображений, бросила их на произвол судьбы. Если мы с вами не заставим власть пойти на обмен, то пленные будут томиться в ЛДНР годами. А человеческие жизни выше политических соображений.
Всё, все имена пленным известны, больше ничего уточнять не надо — нужна только политическая воля, чтобы дать отмашку на обмен. Это и раздражает СБУ и администрацию президента в действиях Савченко. Но игнорировать их, видимо, официальный Киев уже не сможет, и рано или поздно под воздействием общественного мнения обмен по минской формуле «всех на всех» должен будет состояться.