Говоря о событиях в Донбассе и пробуксовке минского процесса, Ющенко сказал, что не понимает его смысла. Так же, как не видит у руководителей Украины стратегического плана достижения победы, и политической воли называть вещи своими именами:
«Мы не можем назвать АТО войной, хотя Совбез ООН называет это именно так. Следовательно, не можем разорвать дипотношения с Россией, ввести с ней визовый режим. Два с половиной года назад у нас даже была свободная экономическая зона в Крыму вместе с Россией. Это же абсурд! Мы неадекватны к тем процессам, которые с нами происходят, и продолжаем погружаться в сюрреализм», — считает Ющенко.
Собственное видение урегулирования затянувшегося конфликта на востоке Украины, экс-президент сформулировал следующим образом: «Сегодня в Европе существует семь конфликтов. Шесть из них — на востоке. Восточная Европа — это пояс нестабильности. И все эти конфликты носят геополитический характер, следовательно, и инструменты для их решения должны быть геополитическими».
В вопросе предоставления особого статуса Донбассу Виктор Андреевич категоричен: это самый опасный пункт «Минска». Он будет означать признание федерального устройства страны, спровоцирует «парад суверенитетов» и поставит крест на унитарной Украине. Все это, по его словам, противоречит «украинской Библии» — так Ющенко называет Основной закон страны.
«Уважаемые, если у вас идет война, не трогайте Конституцию! Если у вас война, забудьте о выборах — так говорит Конституция. Вместо того, чтобы определить политические приоритеты и вооружиться дорожной картой, мы готовимся к очередным выборам, скатываясь в очередной хаос. А нам нужно думать о том, как консолидировать 45 миллионов людей. Потому что война — это сейчас приоритет №1. А экономика — это мускулы войны. Но мы уже проиграли «второй фронт», допустив 17% падение ВВП», — полагает экс-президент.
Говоря о ситуации в экономике, он отметил очень тревожные тенденции в банковской сфере, поскольку, по его мнению, успешно работающая банковская система — это 50% гарантий успешного развития экономики. Бывший глава Нацбанка убежден, что за годы независимости на Украине была создана одна из самых надежных банковских систем, в то время, как Россия пережила три банковских кризиса. Сейчас ситуация изменилась кардинально.
«Закрытие 84 банков — это трагедия для экономики. И когда я слышу о том, что у нас было очень много банков, аж 160 с лишним, я хочу спросить: а вы знаете, что в Польше, которая меньше Украины, одних только кооперативных банков 500?» — говорит Ющенко.
Он убежден, что избавляться от мелких банков, подтягивая все остальные до уровня первой категории — опасная практика. Государству необходимы и небольшие банки, обслуживающие секторальную часть рынка.
«За два предыдущих года с финансового рынка Украины ушло 15 миллиардов долларов вкладов физических лиц. Это приблизительно та же сумма, которую мы просим у МВФ. Причина: недоверие людей как главных инвесторов банковской системы. Если человек бежит из банка, за ним бегут все. И международные инвесторы тоже», — убежден бывший финансист.
Одной из грубейших ошибок во внешней политике руководства страны Ющенко считает голосование Украины в ООН за «антиизраильскую резолюцию», и испорченные, минимум, на несколько лет отношения с этой страной. Кроме того, он полагает, что этот недружественный шаг не добавил Украине симпатий со стороны США.