Государству от Коломойского
Новость о национализации крупнейшего коммерческого банка превратилась из слухов в свершившийся факт. Отныне «Приватбанк» принадлежит не олигарху Игорю Коломойскому, а государству. Общественность сразу же задалась вопросом, почему предприниматель согласился отдать ключевой актив своему политическому оппоненту — президенту Украины Петру Порошенко.
По мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, рано или поздно финансовое учреждение прекратило существование, потому что отсутствие желания или возможности прежних владельцев провести докапитализацию привело бы к серьезным проблемам национальной экономики. Кроме того, государство хотело взять под свой контроль такой важный политический инструмент, как «Приватбанк» с 20 миллионами вкладчиков.
«Одного олигарха «раздевает» другой олигарх, который со своей командой — премьер-министром Украины Гройсманом и главой Национального банка Валерией Гонтаревой — получает контроль над этим жирным активом. Мне кажется, что национализация «Приватбанка» была одним из актов противостояния Порошенко и Коломойского, но это еще не финал. Коломойский по-прежнему держит руку на пульсе в отношении своего главного актива — «Привата». Он на что-то согласился, какой-то компромисс с ним найден: я не думаю, что у него просто отобрали банк. Мне представляется, что какие-то отступные он получил или получит в случае, если контроль государства над банком будет обеспечен», — считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева утверждает, что национализация необходима для спасения не только самого «Приватбанка», но и всей банковской системы страны.
Примерно в том же духе высказался и Петр Порошенко: «Косвенно от состояния дел в этом банке зависит вся финансово-экономическая ситуация в стране — настолько он большой, или, как говорят специалисты, системный, поэтому его нельзя поместить в прокрустово ложе стандартных технологий оздоровления банков. Именно поэтому мы прибегаем к беспрецедентному решению — его переходу в 100%-ную государственную собственность».
Игорь Коломойский прокомментировал сделку лишь несколько дней спустя. Олигарх сообщил, что руководству банка пришлось обратиться к правительству с предложением о передаче «Приватбанка» в собственность государству и поблагодарил Владимира Гройсмана, а вот в адрес Валерии Гонтаревой прозвучали не столь теплые слова.
«Приватбанк» стал жертвой произвола НБУ. У «Приватбанка» был сбалансированный обеспеченный кредитный портфель, подтвержденный международным аудитом. Однако НБУ, постоянно меняя свои собственные нормативы, придумывал все новые и новые способы искусственного снижения капитализации банка. Затем они начали рассказывать о мифической дыре 150 млрд гривен, 97% связанных кредитов, о том, что все деньги украдены или выведены в офшоры. Хотя все эти цифры они получили в результате произвольного изменения учетной политики. Нормальные центробанки помогают банкам в тяжелое время, такое как экономические кризисы, оккупация или война. Наш же регулятор использовал все возможные приемы, чтобы додавить «Приватбанк». И, к сожалению, у него это получилось», — заявил уже бывший владелец банка.
Теперь на первый план выходит вопрос не причины национализации, а последствий, прежде всего, для населения. Клиенты банка не верят обещаниям властей и на этот раз не стали ждать обещанный выплат, а устремились в кассы «Приватбанка» и к банкоматам. 19 декабря объем снятой наличности со счетов в «Приватбанке» составил до 2 млрд гривен в день. Паника клиентов банка спровоцировала рост курса доллара на 27 копеек во время торгов на межбанковской бирже. Изрядно понервничать пришлось и юридическим лицам, обслуживающимся в «Приватбанке» — их средства были заморожены дольше обещанного.
Беспокойство украинцев вполне обосновано. «Приватбанк» достался государству не в лучшем состоянии: если на 1 июля он был лидером по размеру активов среди всех украинских банков, то сейчас на его задолженность составляет около 19 млрд гривен. На докапитализацию банка государству придется направить ни много ни мало 148 млрд гривен, что сопоставимо с бюджетом села или небольшого города.
В интервью изданию Ukraina.ru исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко заявил, что все расходы по стабилизации «Приватбанка» лягут на плечи населения, каждому украинцу придется заплатить 2 тысячи гривен.
«С учетом запланированного выпуска облигаций внутреннего государственного займа для «Приватбанка» в 116 млрд гривен, дефицит государственного бюджета в 2017 году возрастет с 77 млрд гривен до 193 млрд гривен, или с 3% ВВП до 7,5% ВВП», — написал на своей странице в Facebook министр финансов Оппозиционного правительства Виктор Скаршевский.
Так что «Приватбанк» еще долго будет на слуху и окажет серьезное влияние на экономику и бюджет Украины, но уже в статусе государственного банка.
Бюджет войны и нищеты
Принятие главного финансового документа страны проходило в лучших традициях Верховной Рады: в ночь практически под Рождество, с 21 на 22 декабря. Толи работоспособность депутатов повышается в этот период, толи становятся более сговорчивыми после заката, толи тянут до последнего, толи ночью проще скрыть «неудобные» пункты государственного бюджета — остается лишь гадать. Однако результат есть — документ поддержали 270 человек, хотя днем таковых было гораздо меньше.
«Депутаты считают, что с принятым бюджетом у них будет шанс на получение кредита МВФ. На Западе рождественские праздники начинаются уже в пятницу. И если бюджет будет принят в четверг, мы не успеваем получить решение МВФ. Если это произойдет во вторник, то у нас есть среда, четверг и пятница, чтобы у Украины был шанс получить кредит МВФ до Нового Года», — заявила член фракции «Народный фронт» Виктория Сюмар.
Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко раскритиковала бюджет и назвала его набором фраз, которые не сочетаются между собой. Бывший премьер-министр была возмущена, что за несколько минут до голосования политикам раздали, по ее словам, куски бумаги.
«Могу сказать, что сегодня судьба страны решается не в сессионном зале, не в дискуссиях. Решается все в кулуарах, в кабинете у Парубия, где они пьют коньяк и договариваются о том, кому какие законы принять, чтобы их бизнес процветал. Когда говорят о старых и новых лицах, то эти новые лица ходят и договариваются. Я в парламенте давно и такого шабаша не видела, такое происходит впервые», — заявила Тимошенко.
«С учетом роста цен и инфляции из жизни практически вычеркиваются более 10 миллионов пенсионеров. Также есть «перекосы», которые касаются увеличения выплат на силовой блок. Перед вторым чтением, особенно цинично появилось увеличение выплат на полицию — на 1 млрд гивен, на прокуратуру — на 400 млн гривен, на Администрацию президента — на 300 млн гривен, на Верховную Раду — на 100 млн гривен. Строится типичное полицейское государство с бедными гражданами. Поэтому мы за этот бюджет не голосовали», — сказал лидер партии Юрий Бойко.
И какую же жизнь власть имеющие предлагают жителям страны в следующем году?
Мелкие фермерские хозяйства лишатся льготного налогообложения, зато преференции получат крупные агрохолдинги. Пенсии, которые проиндексируют на 10%, все равно остаются ниже уровня минимальной зарплаты в 3200 гривен. Не стоит забывать о грядущем росте тарифов, которые, наверняка, в 2017 году будут пересмотрены ни один раз. Увеличение зарплат учителей и врачей на 20-30% выглядит как насмешка на фоне роста зарплат рядовых членов парламентских комитетов и комиссий с 17 600 до 25 920 гривен из расчета 16,2 прожиточных минимума, а председатель Верховной Рады Андрей Парубий и вовсе будет получать 33 тысяч гривен. Кроме того, суточные депутатов во время заграничных командировок составят не €40, как сейчас, а €80 — надо же выглядеть в глазах иностранных партнеров не хуже других.
Обострение в Донбассе
В течение последней недели напряженной остается ситуация на дебальцевском направлении. 18 декабря военные ВСУ попытались прорвать оборону ополченцев в районе села Калиновка, но подразделения Народной милиции ЛНР отбросили их назад. Украинские военные вывели технику из мест хранения, что противоречит Минским соглашениям. По информации разведки народной республики, офицеры ВСУ находились в состоянии алкогольного опьянения. Спустя некоторое время силовики открыли огонь по позициям бойцов ЛНР из соседнего села Логвиново, но безрезультатно. Потери украинских силовиков только убитыми за три часа боя на дебальцевском направлении составили 25 человек, еще 35 получили ранения. Позже официальный представитель Министерства обороны Украины Андрей Лысенко заявил, что ВСУ не планируют дальнейшее наступление. Однако 23 декабря Дебальцево подверглось артиллерийскому обстрелу со стороны ВСУ, в результате чего повреждения получили пять жилых домов, здание детского сада, школы и церкви.
21 декабря участники Контактной группы договорились об установлении бессрочного режима прекращения огня вдоль всей линии соприкосновения в зоне вооруженного конфликта. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Киев готов соблюдать не только это соглашение, но и остальные пункты Минских договоренностей. Мировое сообщество приветствовало это решение и возлагало на него большие надежды для деэскалации конфликта в Донбассе.
Перемирие вступило в силу в ночь с 23 на 24 декабря. Однако спокойная обстановка сохранялась недолго — после полуночи в ДНР начали фиксировать обстрелы со стороны украинских силовиков.
«За прошедшие сутки обстановка резко обострилась. Украинские боевики 3002 раза нарушили режим прекращения огня. При этом противник выпустил по территории республики 16 боеприпасов из РСЗО «Град», 114 артиллерийских снарядов калибром 152 и 122 мм, 1822 мины калибром 120 и 82 мм, 13 танковых снарядов, а также 836 боеприпасов из различных типов гранатометов. Кроме того, при обстрелах применялись БМП и стрелковое оружие», — сообщил заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин.
Под огонь украинских силовиков попали 16 населенных пунктов народной республики. В результате обстрелов повреждения получили шесть домов, а также без энергоснабжения осталась значительная часть жителей сел Заиченко, Ленинское, Саханка, Дзержинское, Коминтерново, а также Донецкая фильтровальная станция.
«Командование ВСУ продолжает захватывать населенные пункты, находящиеся в «серой зоне», как в случае с населенными пунктами Пищевик, Водяное, Павлополь, и прикрываться мирным населением, как щитом, всячески блокируя выход граждан из опасной зоны. Мы обращаемся к миссии ОБСЕ с просьбой повлиять на украинское военное руководство об отводе данных подразделений», — сказали в министерстве обороны ДНР.