В очередной раз обманув украинцев с обещанным им в уходящем году безвизовым режимом с Евросоюзом, украинские власти не могли не оставить своих сограждан без новогоднего подарка. Ведь если отменить визовый режим не получается, можно поступить наоборот, и ввести визы с теми немногими соседними странами, которые пока еще пускают к себе украинцев без виз. Чтобы создать этим проблемы своим соотечественникам-украинцам, которые живут и работают на территории «государства-агрессора».
Именно эту инициативу предлагает сегодня Украине министр иностранных дел Украины Климкин. Он рассказал о том, что «визовый режим — это отношения между цивилизованными странами», — видимо, объясняя этим тот факт, что Европа никак не хочет отменять визы для цивилизованных украинцев. И заявил, что его ведомство уже сегодня активно работает над форматом визового режима с Российской Федерацией. По словам Климкина, единственное, что останавливает пока украинских чиновников — это возможная реакция Москвы, которая, скорее всего, ответит на подобные действия симметричными мерами.
Биты тем же кирпичом
«Конечно, мы должны двигаться в направлении того, чтобы контролировать, кто приезжает из России в Украину. Но реально давайте честно себе скажем: мы ведем войну с Россией на сегодня. Войну, причем, классическую и гибридную. Но в то же время у нас есть несколько миллионов наших сограждан в России. И Россия знает, какие провокации сделать в случае того, если мы будем в дальнейшем вводить визовый режим. Сейчас мы это анализируем, и потом выйдем с предложением и о том, как мы это будем делать, и о временных рамках», — витиевато рассказывал министр в эфире телеканала «1+1».
По мнению Климкина, если Украина может вводить визы для россиян, то аналогичные действия в отношении украинцев, напрямую спровоцированные политикой Киева, являются циничной кремлевской провокацией.
Опасения украинских властей вполне можно понять. Ведь, согласно данным Восточного регионального управления Государственной пограничной службы Украины только в этом году украино-российскую границу уже пересекли 2,8 млн украинцев — не считая тех, кто едет в Россию окольным путем, через белорусский кордон. А сам министр иностранных дел Павел Климкин еще в октябре публично констатировал, что на сегодня в России находится более четырех миллионов украинцев. Учитывая подобное положение дел, представитель МИД РФ Мария Захарова резонно посоветовала украинским политикам внимательнее изучить статистику о количестве их сограждан, которые работают на территории России, прежде чем требовать изменить порядок пересечения границы между двумя государствами. Тем более что согласно данным ФМС России свыше 600 тысяч украинцев находятся на территории России с нарушением российского миграционного законодательства и могут быть привлечены за это к ответственности.
По маршруту Львов-Москва
Несколько месяцев назад украинское интернет-издание «Світ» опубликовало репортаж из ежедневного поезда «Львов-Москва», который оказался переполнен направляющимися на заработки украинцами.
Как оказалось, только по этому маршруту каждый месяц в среднем проезжают около 13 тысяч человек, и заполняемость поезда составляет сто процентов, несмотря на растущие цены за проезд. Автор репортажа проехался в этом «заробитчанском» поезде, в котором массово, целыми бригадами ехали трудовые мигранты — от молодежи до пожилых украинцев. В основном это были строители, которые не думали отказываться от работы и Москве или Петербурге из-за проблем в украинско-российских отношениях.
Более того, по их словам, после повышения коммунальных тарифов на Украине актуальность работы в Москве и других городах России только возросла. А работать в РФ по-прежнему удобнее и выгоднее, чем в Евросоюзе.
«В среднем на строительных работах в Москве украинские мужчины зарабатывают по 450-500 долларов. Интересно, что похожие зарплаты и в соседней Польше. Однако «заробитчане», которые отдают предпочтение России, говорят, что уже привыкли туда ездить. Ведь многие из них так зарабатывали еще задолго до Майдана. Мужчины рассказывают, что их отцы еще были «заробитчанами» в России. На мой вопрос, почему выбирают направление для трудоустройства на восток, а не в Европу, слышу одинаковые ответы: «В ту же Польшу нужно визу. А сделать ее — это уйму усилий и денег вложить. А в Россию так пускают! Ну, на границе могут «пошманать», но не больше». Мужчины говорят, что за годы работы в России заработали семьям на дома. И детей выучили», — рассказывает автор репортажа Илья Контышев.
Введение визового режима станет основанием для полного пересмотра миграционного статуса всех украинских граждан России — даже тех, кто, в установленном порядке оформил себе разрешение на временное проживание, или находится в процессе этого оформления. Им остается только надеяться на то, что российские власти, исходя из гуманитарных соображений, не станут требовать от официально зарегистрированных в РФ украинцев выезжать обратно на родину, чтобы потом въехать обратно с российской визой — которую еще, впрочем, надо будет каким-то образом получить.
Точка кипения
Поэтому, какими бы неадекватными не были украинские политики, им тоже видится призрак огромной армии озлобленных заробитчан, которые будут вынуждены вернуться в нищую страну — как минимум, чтобы получить рабочие визы, многократно усилив социальную напряженность в обществе. Ведь введение виз с РФ автоматически приведет к визовому режиму с Белоруссией, которая находится в единой с Россией зоне погранично-таможенного пространства. А это значит, что команда политиков, которая три года обещает украинцам безвизовый режим с ЕС, доведет страну до того, что она окажется полностью, со всех сторон замнутой в визовом котле, что, конечно же, станет одним из самых чудовищных последствий победы Евромайдана.
Банковая и Грушевского пока что боятся доводить дело до точки кипения. Ведь если превратить страну в закрытый горячий котел, он однажды рванет. Именно поэтому, у Порошенко последовательно блокировали попытки провести введение визового режима через Верховную Раду, которые предпринимались в этом году, как минимум, трижды — в феврале, в августе и в октябре, по инициативе спикера парламента Андрея Парубия и главы Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова.
Что, кстати, так и не позволило им поднять свой валяющийся ниже плинтуса рейтинг. Блок Петра Порошенко каждый раз не давал необходимые для принятия этого решения голоса, а самому Климкину пришлось пояснять профессиональным патриотам, почему Украина не выиграет от введения виз с Россией.
«Если мы введем визовый режим, позволит ли это нам более эффективно фильтровать агентов ФСБ и других российских спецслужб, которые будут работать с целью нашей дестабилизации? Однозначного ответа я тут не вижу. Россия сразу начнет использовать введение визового режима, раскручивая в медиапространстве случаи, где люди пожилого возраста или дети не могут увидеть своих родственников. С точки зрения логистики, это требует коренных изменений возможностей наших консульств. Например, по нашим предварительным подсчетам, нам нужно более 100 дополнительных должностей консульских сотрудников… Поэтому сначала давайте определимся, что принесет введение визового режима в плане безопасности. Если ответ «да», то будем действовать, если «нет» — найдем другие решения. Вот меня часто спрашивают: зачем сохранять дипломатические отношения с Россией в условиях российской агрессии? Основной смысл этих дипломатических отношений заключается в том, что мы можем помогать украинцам, которых на территории РФ более 4 миллионов», — рассказывал в августе глава украинского МИДа.
Можно только догадываться, с чем могут быть связаны его нынешние высказывания в пользу визового режима. Не исключено, что после сокрушительного проигрыша на американских выборах, где украинские власти неосмотрительно поставили все свои фишки на победу Хиллари Клинтон, украинская дипломатия полностью лишена какой-то осмысленной стратегии, и Климкин просто говорит то, что хотят слышать от него радикальное меньшинство. Хотя эти его слова могут очень дорого обойтись Украине.