13 декабря 2016 года в Польше власти в лице правящей партии «Право и справедливость» и оппозиция провели мероприятия, посвященные 35-летию введения в Польше военного положения.
Нынешняя польская оппозиция обвинила премьер-министра Ярослава Качиньского в том, что тот хочет свернуть в Польше свободы, как это было при коммунистах. В конце этой недели в Варшаве даже прошли массовые демонстрации против правящей партии, которые уже успели окрестить попыткой «польского майдана».
Военное положение 35 лет назад было введено по инициативе тогдашнего руководителя страны — генерала Войцеха Ярузельского, как ответ массовые выступления рабочих и интеллигенции, начавшиеся за полтора года до этого по всей Польше по инициативе профсоюза «Солидарность». Перманентные забастовки поставили государство на грань экономической катастрофы.
Нынешние польские правые консерваторы из «Права и справедливости», вышедшие из "Солидарности", относятся к уже умершему Ярузельскому настолько негативно, что даже хотят разжаловать его, боевого офицера, освобождавшего Польшу во время Второй Мировой войны от фашистов, из генералов в рядовые.
О своем отношении к этому намерению польских властей на страницах Ukraina.ru рассуждает польский журналист Мачей Вишневский
35 лет тому назад, в воскресное утро, поляки не увидели по телевидению привычной программы. (Утром обычно шли программы для детей). Вместо этого на экранах телевизоров все увидели генерала Войцеха Ярузельского в военной форме, который объявлял введение в Польше военного положения.
Это был момент, когда Польша раскололась на две части: одни вздохнули с облегчением, вторые погрузились в ненависть, направленную против власти. В огромном большинстве, и те и другие, считали решение Ярузельского — драматическим решением, ведь поляк встал против поляка.
Тогда не обошлось и без жертв. В период действия военного положения погибло около ста поляков. С другой стороны, можно себе представить, сколько было бы жертв, если бы в стране разгорелась гражданская война и при этом были бы введены советские, чешские и гедеэровские войска. К чему, собственно говоря, они были готовы. Тогда жертвы бы исчислялись сотнями тысяч.
Я принадлежу к той части польского общества, для которой генерал Войцех Ярузельский является героем. Он приложил все усилия для спасения Польши от кровавой трагедии.
За эти 35 лет о военном положении сказано было все. Остальное — это дело интерпретации. Для правых, которые стояли у власти последние 25 лет, генерал Ярузельский — это убийца и тиран. Польские СМИ приложили массу усилий, чтобы осквернить память Ярузельского и представить военное положение в исключительно черных тонах.
Но у людей есть своя точка зрения. Согласно последнему опросу общественного мнения, почти половина поляков (41 %) считают, что введение военного положения было правильным решением, 35 % — считают это неверным решением, а 24% — воздерживаются от ответа. О чем это свидетельствует? Это говорит о том, что большая часть населения не поддалась влиянию правящего режима и оправдывает решение Ярузельского.
Следует напомнить, что генерал Ярузельский в 1989 году, будучи президентом Польской Народной Республики, передал власть в руки «Солидарности» мирным путем. При этом не пролилось ни одной капли польской крови. Это неоценимая заслуга этого человека в черных очках.
Новая правящая верхушка вместо того, чтобы уважать человека, который привел их к власти, практически с первых же дней начала гонения на генерала. Этого старого человека в уже преклонном возрасте затаскали по судам. Нужно отметить, что Ярузельский с честью и достоинством выдерживал все нападки. Он успел даже сказать в суде свое последнее слово. Умер генерал 25 мая 2014 года.
Плохо характеризует польскую элиту то, что она почти без единого голоса протеста согласилась на примитивную картину этого события. Здесь нет места для научных дискуссий, взвешивания всех причин и обстоятельств, а также нет никаких попыток выслушать другую сторону. Картина получается черно-белая: Ярузельский плохой, а весь народ герой и борец за свободу. А на самом деле, это было далеко не так. Многие поляки уважают до сих пор генерала.
Поэтому последнее решение министра обороны Польши Антония Мачеревича о лишении генерала Ярузельского и генерала Кищака (министр внутренник дел Польской народной республики) воинских званий компрометирует, прежде всего, авторов этой идеи. Их ненависть настолько огромна, что у них поднимается рука оскорблять даже покойных. Это носит все признаки политической некрофилии.
В польской традиции уважение к умершим является очень важной ценностью. И те, кто сейчас «раскапывают могилы», теряют честь и уважение окружающих. Обо всем можно говорить и обо всем можно спорить в нашей истории, но здесь нет места для ненависти и недостойного поведения для цивилизованного человека.