Выборы в этой стране были назначены после того, как 2 сентября 2016 года скончался прежний президент Ислам Каримов. В избирательной кампании принимало участие четыре кандидата. Среди них не было дочерей Каримова — ни Гюльнары, ни Лолы.
О том, какую внутреннюю и внешнюю политику будет проводить новый узбекский президент, изданию Ukraina.ru рассказал политолог Сергей Михеев.
- Каким будет правление нового президента Мирзиеева? Сейчас уже можно разглядеть его контуры? Вот смотрите, он дает узбекам некоторые либеральные послабления. Например, разрешил гражданам использовать правительственную трассу, ведущую от президентского дворца в загородную резиденцию Каримова. Хотя прежде она использовалась только Каримовым.
— Тут все объясняется просто. На фоне сильного и популярного президента, которым был Каримов, у нового президента проблемы с легитимностью его действий. Он не может быть таким же авторитарным правителем как и его предшественник. Он должен выделиться чем-то своим. Вот отсюда и либерализация.
Сейчас пока рано говорить о том, каким будет его правление — должно пройти время. Но Мирзиеев сейчас будет предпринимать некоторые шаги, чтобы дать узбекам понять, что они сделали правильный выбор, избрав его на президентский пост.
Ему надо будет завоевать реальную поддержку населения, не ставя, конечно же, под сомнение культ Каримова.
- Отодвинет ли Мирзиеев на второй план клан Каримовых?
— Проблема Каримова была в том, что у него не было сыновей. Были только дочери. А они борьбу за верховенство проиграли. Им дадут в качестве компенсации какую-то почетную синекуру и в политике, и в бизнесе.
Не думаю, что Мирзиеев будет кого-то давить из каримовского клана. В ближайшее время он этого делать точно не будет.
Мерзиееву нечего опасаться. Верховная власть у него. Никто в Узбекистане не подвергает это сомнению. Если кто-то хотел перехватить власть, то это надо было делать до выборов. А сейчас уже поздно.
- Как при Мирзиееве будут выстраиваться отношения с ближайшими соседями?
— Он будем искать с ними компромиссы, а там видно будет. Он просто даст сигнал о готовности к компромиссам, но вот вопрос: готовы ли к этому будут соседи Узбекистана. Так сложилась, что никто никому не хочет уступать. Наверное, новый президент заинтересован в нахождении компромисса с Казахстаном. С Киргизией в меньшей степени, потому что она второстепенна для Узбекистана.
У Назарбаева с Каримовым было соперничество за влияние в Средней Азии. С Мирзиеевым такого может и не быть, так как тот не из советской еще элиты, и готов поэтому к нахождению общего языка с казахским президентом.
Не ставя под сомнение наследие Каримова, Мирзиеев захочет показаться своим соседям более интересным, как переговорщик, чем прежний президент.
- Наркотрафик — это серьезная проблема для узбекских властей?
— Это серьезная проблема для всех властей региона. Ведь наркодельцы коррумпируют местные власти в тех местах, где он проходит.
- Как может строиться политика Мирязяева в отношении исламистов?
— Тут будет преемственность его политики с политикой Каримова. Либеральничать или договариваться с ними он не будет. Новый президент настроен на то, что Узбекистан и дальше будет продолжать оставаться светским исламским государством. Он будет приближать умеренных исламских деятелей, но в то же время давить исламских радикалов.
- Вы упоминали Киргизию. Как понимать заявление президента Киргизии Алмазбека Атамбаева о том, что договор о нахождении российской военной базы на самом деле заключен не на 49 лет, а на 15. Многие говорят, что это такая скрытая форма, если не разворота спиной к России, то, во всяком случае, сигнала, что Киргизия готова дистанцироваться от неё. Вы согласны с этим?
— Нет. Никто ни от кого не дистанцируется. Наша база там находится на основании договоренностей в рамках ОДКБ. Если Киргизия хотела бы, чтобы ее не было, то она бы вышла из этого договора. К тому же тут речь идет и о безопасности Киргизии, в том числе и от исламистского вторжения с территории Таджикистана и Афганистана.
А само это заявление носило внутриполитический характер. Просто за время независимости в Киргизии была создана прослойка прозападно настроенных граждан, которые были взращены на гранты. Вот для них и было сделано это заявление.
- А проникновение гюленистов в Узбекистан продолжится?
— У нас все время все сваливают на Гюлена. Да и помимо Гюлена в Средней Азии традиционно работала и официальная Анкара. Если между Гюленом и Эрдоганом внутри Турции были проблемы, то вне Турции у них никаких противоречий не было. Турция всегда вкладывала средства в разного рода пантюркистские проекты, направленные на максимальное увеличение влияния Турции. Эта линия продолжится и в дальнейшем.
- А как будут выстраиваться отношения с Россией?
— Они со времен Каримова и так прохладные. Не думаю, что Мерзиееву есть смысл ухудшать отношения с Россией. Что он получит взамен? Ничего. Наоборот, все ухудшится только для Узбекистана, памятуя о многочисленных узбекских гастарбайтерах в России.
К тому же никакого мощного бонуса не последует в этом случае и от США. Америка еще никогда в этом регионе не демонстрировала возможность кому-то серьезно помочь.
Так что при Мирзиеева отношения с Россией ухудшаться не будут, а будут сдержанными.