«Эксперты прогнозируют, что атаки ИГ будут спланированы и осуществлены из Ливии, как только завершиться текущая фаза, в которой ИГ важно завоевать территорию и устранить местных противников», — говорится в анализе.
Согласно исследованию европейского полицейского ведомства в Гааге, после нападений в Париже и Брюсселе террористы по-прежнему хотят и способны совершать дальнейшие нападения.
«В ближайшее время в ЕС вероятны новые нападения, которые осуществят либо отдельные исполнители, либо группы», — считает Европол.
Исследование также указывает на то, что во время нападений исламистов в арабских странах погибло гораздо больше людей, чем в результате нападений в западном мире.
Наиболее вероятен аналогичный сценарий атаки, как в Бельгии или Франции, с таким же оружием. Там, среди прочего, преступники использовали взрывные устройства TATP, а также штурмовые винтовки и пистолеты. Многие попытки нападений удалось предотвратить.
Прошлое показало, что исламисты осуществляли атаки самыми разными способами. В Ницце, например, преступник направил грузовик в толпу и убил, по меньшей мере, 86 человек. Также возможны автомобильные бомбы. Авторы исследования указывают на то, что представитель ИГ аль-Аднани призывал последователей нападать на «неверных» всеми возможными способами.
«Разбей ему голову камнем, убей его ножом или сбей его автомобилем», — заявлял теперь убитый аль-Аднани в сентябре 2014 года. Глава Европола Роб Уэйнрайт говорит, что более тесное международное сотрудничество между полицией и органами безопасности помогло предотвратить многие попытки нападений.
Тем не менее, валиец также объясняет, что «уровень угрозы остается высоким, и необходимо еще более активное сотрудничество».
Координатор ЕС по борьбе с терроризмом Жиль де Кершов предупреждает о европейцах, которые научились обращаться со взрывчатыми веществами и огнестрельным оружием в Сирии, и полностью следуют идеалам ИГ. По словам Европола, помимо Франции и Бельгии, все другие члены возглавляемой США коалиции также являются целью ИГ — то есть, это также Германия, Великобритания, Италия, Дания и Польша.
Атака может быть направлена на то, чтобы дискредитировать сирийских беженцев как группу, в целом, и спровоцировать государства ЕС ввести в их отношении строгие политические санкции. Согласно докладу, большое количество сирийцев в Европе связано с риском того, что беженцы из этой группы могут радикализироваться под влиянием исламистов. «Мы исходим из того, что многие джихадисты приезжают в Европу именно с этой целью», — говорится в докладе.
Прошедший год показал, что многие террористы проникли в Европу в потоке беженцев. Но согласно исследованию, речь может идти о «тренированных лакеях». Специально обученным бойцам вручают либо настоящие, либо фальшивые документы и отправляют в Европу через сложные маршруты. «Значительная и долгосрочная» угроза безопасности По мнению Европола, ожесточенные бои в Сирии и на севере Ирака могут привести к тому, что 5000 европейских джихадистов решат вернуться обратно в ЕС или бежать в другие конфликтные регионы, вроде Ливии.
«Те, кому удастся проникнуть в ЕС, представляют собой потенциальную угрозу безопасности Евросоюза», — говорится в докладе. Из-за большого количества бойцов, Европол заявляет о «значительной и продолжительной» угрозе безопасности.
В то же время Европол предупреждает, что опасность исходит не только от ИГ, но и от Аль-Каиды и Фронта ан-Нусра (запрещенных в России террористических организаций — прим. ред.).
В докладе Европейская служба разведки сообщает о том, что в настоящее время в Европе могут находиться десятки бойцов, подчиненных ИГ (запрещенной в России террористической организации — прим. ред.). Есть также основания полагать, что ИГ начало подготовку атак на континенте еще в 2013 году.
Франция, похоже, стала излюбленной целью исламистов, говорится в докладе. Кроме военных действий против ИГ, приведены еще несколько возможных причин этого. Страна считается колыбелью таких ценностей, как свобода и равенство. Строгое разделение религии и государства, а также принятое в 2010 году решение о запрете на ношение паранджи несовместимы с республиканскими ценностями.
Оказалось, что проблемные зоны во французских пригородах, — это места, где исламисты вербуют молодых преступников. Типичный исламистский террорист — это молодой человек с криминальным прошлым, который чувствует себя отверженным в обществе. Часто с психическими заболеваниями. Он необязательно очень религиозный, однако радикализация происходит в течение короткого времени. Затем его тянет воевать в Сирии.
Мануэль Бевардер
Перевод: Inosmi.ru