Щербина: Как «освоить» миллиард «киотских денег». Рецепт от «Народного фронта» - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Щербина: Как «освоить» миллиард «киотских денег». Рецепт от «Народного фронта»

Читать в
ДзенTelegram
«Киотскими деньгами» называют бюджетные средства, полученные в рамках межправительственного соглашения с Японией от продаж квот на выбросы. О том, как их собираются «освоить» властьпредержащие, рассказывает известный украинский журналист Сергей Щербина

«Киотские деньги» пытались «распилить» с момента их появления в Украине в 2009-2010-х годах. И теперь чиновники как никогда близки к успеху.

Я вместе с Алексеем Тарасовым написал текст о закупке гибридных автомобилей для Нацполиции почти на 1 млрд гривен. Исходя из сравнительного анализа мировых цен на закупаемые Mitsubishi Outlander PHEV, в нашем случае «наценка» может составить примерно 10 миллионов долларов. А сами машины покупают на условиях 100% предоплаты у компании бизнесмена Владимира Гнатышина, давнего бизнес-партнера главы Минюста Павла Петренко. Как утверждают источники среди буковинских бизнесменов, Владимир Гнатышин также был университетским одногруппником Алексей Бурбака, брата лидера фракции «Народного фронта» в парламенте Максима Бурбака. Брата Владимира Гнатышина Валентина СМИ также называли одним из первых бизнес-партнеров самого Арсения Яценюка еще в 1990-х годах.

При этом законопроектом Мустафы Найема еще и предлагается освободить эту закупку от таможенной пошлины. Что обеспечит поставщику экономию еще 3-х тысяч долларов на каждой машине. Простите, текст длинный. Но, мне кажется, это интересно.
***

Как «освоить» миллиард «киотских денег». Рецепт от «Народного фронта»

Летом этого года руководством Министерства внутренних дел, Национальной полиции и Министерства природных ресурсов был продемонстрирован автомобиль Mitsubishi Outlander PHEV с гибридной силовой установкой. Ими планируется обновить автопарк Нацполиции.

Эти автомобили должны быть закуплены за бюджетные средства, полученные в рамках межправительственного соглашения с Японией от продаж квот на выбросы. Проще говоря, за печально известные «Киотские деньги».

Глава Минприроды Остап Семерак во время презентации автомобиля подчеркнул, что данные средства «были защищены от попытки кражи еще в прошлом году, за что сегодня арестовывают горы… чиновников». «Коррупционеров», — добавил глава МВД Арсен Аваков.

Как известно, еще в 2009-2010-м годах Украина получила около 470 миллионов евро от продажи разрешений на выбросы парниковых газов Японии и Испании. Полученные средства, согласно условиям Киотского протокола, государство может потратить только на экологические проекты, которые будут способствовать уменьшению выбросов. Замена автопарка МВД подпадает под эти условия. В частности, именно за «киотские деньги» закупались «гибридные» полицейские автомобили Toyota Prius еще при прошлой власти.

Однако эти же «киотские деньги» регулярно оказывались в центре коррупционных скандалов. Например, при президентстве Виктора Януковича якобы нецелевое использование этих средств было одним из обвинений против экс-премьера Юлии Тимошенко.

Уже под началом Авакова, летом 2014 года следственное управление МВД в Киеве открыло уголовное производство по факту «совершения служебными лицами ГП "Госэкоинвест" в течение 2012-2014 годов растраты и завладения средствами госбюджета». Речь шла, в том числе, о «киотских деньгах». В тот же период СМИ писали о том, что «киотские деньги» могут оказаться выведенными из бюджета через сомнительные структуры.

12 июля этого года в рамках расследования Национального антикоррупционного бюро с аналогичной фабулой был задержан бывший директор госпредприятия «Украинский экологические инвестиции». Детективы НАБУ подозревают его «в совершении по предварительному сговору группой лиц покушения на завладение государственными средствами, выделенными Украине на основании Киотского протокола к рамочной конвенции ООН об изменении климата, в сумме более 480 миллионов гривен».

Однако, не все «киотские деньги» успели украсть недобросовестные чиновники. Около 1 миллиарда гривен этих денег осталось в бюджете. Именно их планируется потратить на закупку новых Mitsubishi Outlander PHEV для Нацполиции. Но пристальное изучение этой закупки заставляет задуматься, так как цена закупаемых Нацполицией автомобилей может оказаться завышенной на 10 миллионов долларов. А предполагаемый поставщик связан с руководством партии «Народный фронт», одним из лидеров которой является и глава МВД Арсен Аваков.

«Топовая комплектация»

«Наши полицейские получат лучшую комплектацию. Фактически это будет дебют этого авто в Украине», — заявил Аваков, представляя Mitsubishi Outlander PHEV. Тогда же он назвал цену этого автомобиля, по которой он должен продаваться в Украине — 53 тысячи долларов.

Автомобиль, который демонстрировали министерские начальники, действительно соответствовал наилучшей комплектации, предлагаемой производителем.

В частности, он имеет следующие отличительные особенности:
— стеклянный сдвижной электролюк;
— кожаный салон;
— круговые обзорные камеры (360 градусов) с камерой заднего вида и парковочными датчиками;
— навигационная система с сенсорным монитором;
— фирменная музыкальная система Rockford Fosgate® Premium Sound System;
— LDW-система контроля съезда автомобиля с полосы движения (line departure warning);
— ACC-система поддержания дистанции до впереди идущего автомобиля (adaptive cruise control);
— FCM- функция предупреждения аварийной ситуации и экстренного торможения (forward collision mitigation system);
— UMS-система предупреждения столкновений при маневрировании на скорости до 10 км/ч (ultrasonic misacceleration mitigation system);
— Колесные диски размера R18 с шинами 225/55/R18;
— подогрев передних сидений;
— электрическое открывание крышки багажника;
— электрический обогрев ветрового стекла;
— электрический обогрев руля;
— электрическая регулировка водительского сидения;
— электрический обогрев салона автомобиля с возможностью программирования с помощью смартфона.

В Украине данная модель автомобиля официально не представлена. Но, например, в Польше, откуда по данным наших источников был привезен показанный автомобиль, розничная цена на Mitsubishi Outlander PHEV в показанной Аваковым и Семераком версии составляет 227 тысяч 990 польских злотых с НДС (54,7 тысячи долларов).

Показали конфетку — покупают обертку

16 ноября в системе закупок «Prozorro» появилось объявление о проведении переговорной процедуры «для нужд обороны» на закупку 651 автомобиля Mitsubishi Outlander PHEV. Ожидаемая стоимость закупки составляет 959 миллионов 565 тысяч 211 гривен и 50 копеек. Таким образом, один автомобиль для Нацполиции будет стоить 1 миллион 473 тысяч 986 гривен.

Удивительно, но в технических требованиях МВД к предмету закупки не оказалось ни одной позиции, относящейся к «лучшей» комплектации данного автомобиля. В документах указана только базовая комплектация автомобиля и базовые системы активной безопасности. И то частично.

Процитируем официальный документ:
«Вимоги щодо засобів активної і пасивної безпеки:
— антиблокувальна гальмівна система гальм (ABS) з електронною системою розподілу гальмівних зусиль (EBD);
— система курсової стабільності (ASC);
— антипробуксовочна система (TCL);
— фронтальні та бокові подушки безпеки водія і переднього пасажира (4 шт.), подушка безпеки для колін водія (1 шт.).
Вимоги щодо комплектації:
— двозонна система кондиціонування;
— протиугінний пристрій (іммобілайзер);
— зарядний кабель звичайний (10А (E+F)».

Согласно требованиям МВД, автомобиль должен быть дополнительно укомплектован кабелем для зарядных устройств типа Mode 2. А также специальным оборудованием:
— cигнально-громкоговорящее устройство (светодиодная панель-балка с маяками красного и синего цвета типа «Стрела 118-54 LED-150» или эквивалент), установленное на крыше автомобиля, мощностью не менее 100 Вт;
— автомобильная радиостанция в комплекте (типа «VertexStandartVX-2200» или эквивалент) с диапазоном частот 136-174/400-470 МГц, 128 рабочих каналов выходной мощностью не менее 45 Вт;
— цветографические схемы и надписи на кузове автомобиля, выполненные в соответствии с требованиями, изложенными в приложении к проекту договора.

22 ноября в системе «Prozorro» МВД были внесены изменения в количество закупаемых автомобилей. Вместо с 651 машины теперь предполагается купить меньше — 635. При этом ожидаемая сумма закупки и технические требования изменены не были. Таким образом ожидаемая цена одного автомобиля повысилась еще до проведения процедуры закупки, и составила уже 1 миллион 511 тысячу 126 гривен. Или 58 тысяч 600 долларов. Напомним, Аваков анонсировал цену в 53 тысячи долларов.

Многолетний партнер «Народного фронта»

Коммерческое предложение не заставило себя ждать. 28 ноября компания «Нико Диамант» официально подтвердила готовность поставить полиции автомобиль в базовой комплектации. Официально предложенная поставщиком цена за один автомобиль составляет 1 миллион 510 тысяч гривен с НДС. Что является «эквивалентом 58 тысяч 600 долларов», согласно опубликованному проекту договора. Ту же самую комплектацию, но не цену, письмом от 17 ноября в адрес «Нико Диамант» подтверждает и официальный импортер Mitsubishi — ООО «Эм Эм Си Украина».

Компания «Нико Диамант» была учреждена в ноябре 2011 года. Сейчас ее конечными бенефициарами в госреестре указаны два жителя Кипра — Катя Апостолоу и Элиа Иоаннис, а также житель Великобритании Иван Николайчук. «Нико Диамант» входит в известную в Украине группу «Нико», которая является крупным импортером иномарок. Структура собственности группы достаточно сложна и завязана преимущественно на кипрские компании, а также фирмы из популярных офшорных юрисдикций острова Генсри и Британских Виргинских островов.

Но cреди совладельцев группы «Нико» в общем и компании-поставщика машин для Нацполиции «Нико Диамант» в частности числится выходец из Черновцов Владимир Гнатышин. Этот человек в начале 2000-х годов в Черновцах основал юридическую фирму Justicia Service совместно с нынешним министром юстиции Павлом Петренко, одним из ближайших соратников лидера «Народного фронта» Арсения Яценюка. Как утверждают источники среди буковинских бизнесменов, Владимир Гнатышин также был университетским одногруппником Алексей Бурбака, брата лидера фракции «Народного фронта» в парламенте Максима Бурбака. Брата Владимира Гнатышина Валентина СМИ также называли одним из первых бизнес-партнеров самого Арсения Яценюка еще в 1990-х годах.

А отец Валентина и Владимира — Иван Николаевич Гнатишин — ныне является послом Украины в Молдове. Он много лет проработал на руководящих должностях в Министерстве иностранных дел, а еще при советской власти возглавлял Черновицкий облисполком. «Экономическая правда» писала, что эта семья приходилась родственниками покойному генерал-губернатору Канады Рамону Джону Гнатышину.

Как известно, Арсен Аваков, под руководством которого проходит закупка новых автомобилей для полиции, также является одним из лидеров «Народного фронта». 

Пошлины и налоги

Согласно данным веб-сайта Mitsubishi, на сегодняшний день компания производит сборку автомобилей в России, Японии, Таиланде, Китае и на Филлипинах. Пошлины на автомобили, импортируемые в ЕС из третьих стран (в данном случае — Япония) составляют 10%. Кроме того, в некоторых странах (Норвегия, Кипр, Финляндия) дополнительно взимается пошлина исходя из количество выбросов (СО2). Также обязательна уплата НДС 19-25%.

В Украине пошлина на импорт автомобилей из Японии также составляет 10%. Кроме того, необходимо заплатить акциз. В данном случае акциз составляет 0,267 евро за 1 кубический сантиметр. А также НДС 20%. Теоретически, конечная стоимость такого автомобиля, ввезенного в Украину, будет дороже ввезенного в Германию на сумму акциза и разницы в ставке НДС.

Но практически розничные цены на автомобили, произведенные в третьих странах и продаваемые в Европе и Украине, не отличаются.
В некоторых случаях в Украине автомобили даже дешевле. Например, автомобиль Mitsubishi Outlander 2.0 4WD CVT (Intense) стоит у официального дилера в Украине 31 тысячу 500 долларов (без скидок и акций). Аналогичный по комплектации автомобиль Mitsubishi Outlander 2.0 4WD CVT (Plus) в Германии стоит 31 тысячу 690 евро (без скидок и акций, данные официального веб-сайта). Цена практически не отличается.

В Германии цена указывается в евро, а в Украине берется долларовая цена. Отличаются только названия комплектаций.

Как видим, покупатель в Украине может более выгодно приобрести автомобиль, чем его немецкий коллега. Почему же тогда все наоборот с автомобилями для полиции?

Почему в Германии их розничная цена в базовой версии составляет 39 тысяч 999 евро, а для украинской полиции — 58 тысяч долларов? Выходит, что не из-за налогов и пошлин.

635 авто это много или мало?

Мы проверили, насколько велика закупка 635 автомобилей в сравнении с другими европейскими странами.
Согласно данным European Alternative Fuels Observatory за 10 месяцев 2016 года в Европе продано 17 тысяч 290 Mitsubishi Outlander PHEV против 21 тысяч 894 машин за этот же период в 2015 году. Падение продаж составило 21%. 

Из них в 2016 продано в Англии 8378 машин, в Норвегии — 4490, в Швеции — 1276, в Германии — 1142, в Испании — 512, в Португалии — 240, в Швейцарии — 140, в Исландии — 101, в Италии — 81, в Польше — 80, в Финляндии — 65, в Ирландии — 27, в Дании — 26, в Чехии — 11, в Хорватии — 6, в Словении — 6, в Латвии — 3, на Кипре — 1.

Объем продаж существенно зависит от налоговых и прочих бонусов покупателю в каждом конкретном государстве при покупке такого гибридного автомобиля. Розничные цены на автомобили в идентичной комплектации во всех странах практически одинаковые, если в стране нет специальных дополнительных налогов к вышеуказанным. Возможно, Украина займет 5-6 место в Европе по закупкам Mitsubishi Outlander PHEV в 2016-м году.

Какова среднерыночная стоимость автомобиля?

В конце 80-х — начале 90-х в Евросоюзе озаботились разницей в ценах на одни и те же автомобили среди стран ЕС. С 1993 по 2011 год Еврокомиссия публиковала ежегодный отчет о разнице в ценах среди стран участников. Как сказано на сайте Комиссии, «когда отчеты стартовали, разница в ценах была значительной, и было намного сложнее для потребителей сравнивать цены между странами. С тех пор ситуация значительно улучшилась, частично благодаря усилению вмешательства Комиссии, а также благодаря улучшению доступности ценовой информации в сети интернет».

«Также после принятия в 2010 году реформированного антимонопольного законодательства в данной сфере Комиссия не обнаружила каких-либо существенных недостатков в области конкуренции в секторе новых автомобилей, которые могут требовать специфических правил», — отмечается на сайте Еврокомиссии. 

Благодаря интернету мы тоже можем все увидеть. Не во всех странах продается базовая комплектация данного автомобиля. Мы нашли его в Японии, Германии, Швейцарии и Англии.

  • В Японии данный автомобиль (с учетом 8% налога на продажи) стоит в розницу 3 миллиона 596 тысяч йен, или 31 тысячу 781 долларов США. Приведенная розничная цена с учетом оплаты налогов и пошлин данного автомобиля в Украине составит 42 тысячи 700 долларов с НДС.
  • Цена данного автомобиля в Германии — 39 тысяч 990 евро (42 тысячи долларов с НДС 19%).
  • Цена данного автомобиля в Швейцарии — 39 тысяч 990 франков (39 тысяч 500 долларов с НДС 8%). 
  • Цена данного автомобиля в Англии — 34 тысячи 249 фунтов (42 тысячи 800 долларов с НДС 20%). 

Однако автомобиль необходимо укомплектовать специальным оборудованием. Мониторинг стоимости необходимого оборудования показал следующее:

— «Стріла 118-54 LED-150» — 11 тысяч 440 гривен с НДС;
— радиостанция «VertexStandartVX-2200» 50вт — 7 тысяч 500 гривен с НДС;
— кабель типа Mode 2 — 8 тысяч гривен с НДС;
— цветографические схемы и надписи — 6 600 тысяч гривен.

Итого, дополнительное оборудование должно стоить около 33 тысяч 600 гривен для каждого автомобиля, или 1 тысячу 300 долларов США.
58 тысяч 600 долларов за автомобиль, который должен стоить не больше 43-44 тысячи долларов, с дополнительным оборудованием?

С таким объемом закупки Нацполиция могла бы рассчитывать на скидку от розничной цены. Ведь заработок импортера и дилера обычно составляет около 15% от розничной цены. Вместо этого полиция получила наценку на розничную цену около 36%, или около 15 тысяч долларов. Умножим эту сумму на общее количество закупаемых автомобилей (635 авто), и получим «наценку» в размере 9 миллионов 525 тысяч долларов США.

Мы обращались с запросами относительно данной закупки к Кабинету министров и Министерству природных ресурсов, которое участвовало в утверждении проекта замены автопарка Нацполиции за «киотские деньги». Ответа от данных ведомств мы пока не получили, однако готовы опубликовать их позицию.

Mitsubishi и коррупция. Опыт Бразилии

9 сентября в Верховную Раду был внесен законопроект №5109, которым предлагается отменить оплату импортером ввозной пошлины при поставке данных автомобилей, и переложить эти расходы на покупателя.

Если после подписания контракта на поставку данных автомобилей он все же будет проголосован, то импортер/поставщик сможет еще сэкономить около 3 тысяч долларов на каждом автомобиле, или 1 миллион 905 тысяч долларов в общем. И он не обязан, согласно условиям проекта договора, изменять цену для покупателя.

С учетом того, что Кабмин 9 ноября разрешил осуществить 100% предоплату в рамках данной закупки, то почти миллиард гривен совсем скоро может перекочевать из госбюджета в адрес компании с кипрскими корнями. В свою очередь, поставщик своим письмом уже попросил осуществить 100% предоплату в течении 10 дней. Что наверняка и будет сделано после подписания договора.

Весной этого года президент компании MMC Automotores (дистрибьютор Mitsubishi в Бразилии) был признан виновным в коррупции и отмывании денег. Схема взяточничества, согласно сообщению Reuters, предполагала помощь в принятии благоприятного автомобильному сектору законодательства.

Роберт де Маседо был приговорен судом Бразилии к четырем годам и двум месяцам лишения свободы. Были также осуждены несколько лоббистов компании.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала