Об этом Пышный заявил в обширном интервью «Левому берегу».
«Очень значительные суммы. Более $1 млрд 150 млн. Я не могу некоторые вещи комментировать в силу банковской тайны. И прошу это учесть. Это жесткое требование закона, а закон — прежде всего. Некоторые вещи возможно и хотел бы рассказать, но не могу. Общая сумма уже известна. Это и чистый "кэш" на счетах, и активы в ценных бумагах», — поведал Пышный.
От дальнейшего разговора о деньгах Януковича глава правления «Ощадбанка» отказался.
Действительно ли бывший глава государства не озаботился выводом денег из страны после 16 января 2014 года, когда на прилегающих к Майдану улицах уже шла почти что война с применением коктейлей Молотова, оружия и первыми жертвами?
Мнения опрошенных Ukraina.ru экспертов на этот вопрос разнятся, но все они едины в одном: власть пытается во что бы то ни стало протолкнуть закон о спецконфискациях, который нанесет репутации Украины за рубежом сильный ущерб.
А деньги — чьи?
Действительно ли Янукович и Азаров так и не вывели деньги из украинских банков тогда, когда на улицах Киева шли бои, а органы власти на Западной Украине, а потом и в других регионах начали захватывать сторонники Майдана?
Экономист Александр Охрименко отмечает, что это вполне вероятно.
«Если исходить из доходов Азарова и Януковича, то это действительно могут быть их деньги», — отмечает Охрименко в комментарии Ukraina.ru.
При этом, он отмечает, что вопрос, отчего деньги остались на Украине, а не были выведены за рубеж, стоит задать Януковичу и Азарову.
«Во время вот этих событий — Майдана, многие — и люди во власти, и бизнесмены — были уверены, что все будет, как во время «Оранжевой революции»: немножко побузят, но довольно быстро успокоятся и все упорядочится. И здесь была надежда — выиграем, проиграем, но беспредела не будет. Но так не получилось», — говорит Охрименко.
Масла в огонь подлил и сам бывший президент Украины Виктор Янукович, который заявил, что у него не было средств за рубежом.
«Что касается якобы вывезенных денег и имущества за рубежом, то не вижу смысла это обсуждать, у меня их нет и никогда не было», — в очередной раз заявил Янукович в сентябре 2016 года.
Это дает основания украинским чиновникам полагать, что не все свои средства Янукович вывел за рубеж.
А вот политолог Руслан Бортник уверен, что эти деньги если и можно связать с первыми лицами государства при прошлой власти, то весьма условно.
«Это заблокированные деньги компаний, которым приписывают связь с представителями прошлой власти, и таким образом эти средства заморожены на основании этого обвинения», — комментирует для Ukraina.ru вопрос о принадлежности «миллиарда Януковича» Бортник.
Эксперт подчеркивает, что на самом деле узнать, что это за деньги, о каких компаниях и, самое главное, на каких основаниях заморожены средства, не могут даже инициаторы заморозки.
«В этот перечень могут попасть какие угодно компании, какой-либо неугодный бизнес. Он может расширяться и сужаться в зависимости от переговоров. Вот о каких деньгах, скорее всего идет речь», — подчеркивает эксперт.
При этом, то, что должность главы правления «Ощадбанка» осталась за «человеком Яценюка» — Пышным, его не удивляет.
«Сегодня «Народный фронт» продолжает быть одним из столпов коалиции, поэтому свои посты сохраняют не только руководитель «Ощадбанка», но и министр внутренних дел, и другие чиновники», — отмечает Бортник.
И действительно, начинать смену власти в банке в зависимости от напряженности отношений Порошенко-Аваков, власть пока не стремится. И тому есть важная причина: конфликт с «Народным фронтом» может быть чреват внеочередными парламентскими выборами. Тем более, украинцы уже начали получать платежки со счетами за тепло и рост напряжения в обществе растет.
Впрочем, напоминание Пышным о «миллиарде Януковича» может иметь целью подстегнуть принятие закона о спецконфискациях средств бывших чиновников, что в условиях плачевного состояния экономики Украины может быть воспринято обществом положительно.
Конфискация украинской репутации
Пресловутый миллиард долларов могут сделать причиной принятия закона о спецконфискациях, уверены опрошенные Ukraina.ru эксперты.
«Почему сейчас постоянно поднимают вопрос, чтобы конфисковать их («деньги Януковича» — ред.) без решения суда? Понятно, что сумма красивая и желающих на нее наложить руки — много», — отмечает Охрименко.
По его словам, власть хочет принять закон о спецконфискациях для того, чтобы избежать необходимого в этих случаях решения суда для изъятия денег.
«Даже представители Европы говорят, что этого делать нельзя — это нарушение всех мыслимых законов. Тут есть и второй аспект: да, сейчас они (нынешняя власть — ред.) — на коне. Но ситуация может поменяться и тогда конфискуют их деньги», — подчеркивает экономист.
Аналогичной точки зрения придерживается и политолог Бортник. Он также уверен, что «деньги Януковича» хотят забрать, а для этого — принять закон о спецконфискациях.
«Вот для чего нужна спецконфискация — она обеспечит возможность незаконного изъятия этих денег. Но этот закон (о спецконфискациях — ред.) неприемлем с точки зрения европейского права. ЕС семь или восемь раз высказал свои замечания в отношении того, что необходимо усовершенствовать действующие практики», — отмечает эксперт.
По его словам, в украинском законодательстве хватает норм для конфискации средств, и принимать новый закон не стоит.
«Нормы этого законопроекта могут быть применены фактически к любому бизнесу и этого опасаются любые инвесторы, в том числе европейские и американские. Конечно, принятие этого закона ухудшит инвестиционный климат, вызовет еще более напряженные отношения между западным бизнесом и украинским руководством», — предупреждает эксперт.
А пока украинцам скармливают истории о «миллиарде Януковича», а также потенциальных успехах в исках против России или «Газпрома», в надежде, что так людей удастся отвлечь он высоких тарифов и подступающей нищеты.