Глава «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев в интервью Bloomberg заявил, что подконтрольная госкомпании «Укргаздобыча» в октябре начала добычу сланцевого газа методом фрекинга. По его мнению, это «ослабит зависимость страны от поставок российского газа». Коболев рассказал, что работы по бурению первой скважины были проведены в сотрудничестве с европейскими партнерами.
Глава «Нафтогаза» не указал, где именно была пробурена скважина, также он умолчал о том, кто же выступил партнером украинской компании. Он лишь отметил, что Украина намерена остановить многолетнее снижение добычи газа и увеличить ее с 20 до 27 млрд кубометров в год, чтобы стать «самодостаточной».
Таинственный «сланец»
Наращивание добычи собственного газа необходимо Украине. В 2015 году в стране добыли 17,4 млрд кубометров газа, что стало наименьшим показателем страны за последние десять лет. Однако можно ли решить эту задачу с помощью добычи сланцевого газа? Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич в комментарии Ukraina.ru назвал планы по наращиванию добычи сланцевого газа фикцией и бредом.
«Никто сланцевый газ на Украине добывать не будет. Во-первых, у него высокая себестоимость, куда выше, чем при добыче газа на традиционных месторождениях. И она останется такой еще долгое время. Себестоимость добычи по оценке Shell составляла около $200 за тысячу кубов. Зачем вкладывать кучу денег в добычу такого дорогого газа? Летом можно было купить реверсный газ на границе по $160-$170», — отметил эксперт.
Кроме того, считает Марунич, у украинских компаний нет технологий по добыче газа методом фрекинга. «Даже Shell, ушедшая с Украины, завозила для бурения скважин в СП с «Укргаздобычей» не только иностранное оборудование, но и итальянских специалистов», — констатировал он.
Словам главы «Нафтогаза» Коболева, по-видимому, поверили многие компании, специализирующиеся на добыче сланцевого газа. Как следует из официального сообщения пресс-службы «Нафтогаза», компанию стали донимать звонками желающие принять участие в разрыве украинских пластов — пришлось выпускать специальное обращение Коболева.
«Мы не планируем заниматься сланцевым газом. Мы планируем использовать доступные современные технологии, чтобы эффективно добывать традиционный газ», — привела пресс-служба компании слова Коболева.
Обычный под видом сланцевого
Еще тогда, когда на Украине работали Shell и Shevron, эксперты высказывали мнение о том, что эти компании будут добывать не только сланцевый газ. Главная причина — высокая себестоимость добычи методом фрекинга и отсутствие государственных дотаций отрасли, как в США.
Аналогичная ситуация наблюдается и сегодня — с той лишь разницей, что добыча сланцевого газа теперь нерентабельна из-за низких цен на газ. Есть и украинская специфика, заключенная в высоких налоговых платежах для добывающих компаний — ренты.
Но в унисон с заявлениями Коболева 31 октября Государственная служба геологии и недр Украины (Госгеонадра) предложила пересмотреть эту норму.
«Несомненно, процент ренты надо уменьшать. Средняя ставка на газ в Украине составляет 29,5%. Поэтому добыча в частном секторе находится на инертном уровне, а в следующем году надо ждать стагнации. По государственному сектору — нулевой прирост. А это ставит под вопрос все планы правительства по энергонезависимости страны. Наиболее эффективное и целесообразное в современных условиях — применение дифференцированной рентной платы, основанной на различном природном качестве месторождений и на воспроизводимости полезных ископаемых. Опыт европейских стран, где рента составляет 12%, нам доказывает, что сейчас необходимо синхронизировать фискальные механизмы для развития геологической отрасли Украины, а может и для ее спасения», — заявил и.о. председателя Госгеонадра Николай Бояркин.
Он также привел пример нижней границы такой ренты в Европе — в Польше, Словакии и Чехии она составляет 5%. Можно предположить, что приблизительно такими будут границы ренты для легкоизвлекаемых и трудноизвлекаемых запасов. К последним относится и сланцевый газ, добываемый методом фрекинга.
Что наталкивает на простую мысль: под видом сланцевого будут добывать обычный газ, который залегает на тех же месторождениях. При этом взимать ренту по сниженному коэффициенту, наращивая тем самым прибыль даже в условиях низких цен. Это то, что можно называть «сланцевой революцией по-украински».
Газовые оптимисты
Компании «друзей президента Порошенко» в последнее время пытаются принимать активное участие в добыче газа. Например, зарегистрированная в Голландии Yuzgaz B.V. претендовала на добычу сланцевого газа на Юзовском месторождении, где есть и традиционные запасы голубого топлива. Однако помешало журналистское расследование. Yuzgaz B.V. назвали «компанией-прокладкой», связанной не только с Порошенко и премьером Гройсманом, но и сыном вице-президента США.
«Круг подозреваемых сузился до друзей президента Петра Порошенко и людей, имевших взаимоотношения с газовой компанией Burisma Николая Злочевского. Кстати, где работает Хантер Байден, сын вице-президента США Джозефа Байдена», — писали украинские СМИ.
После многочисленных публикаций в прессе Окружной административный суд Киева запретил Кабинету министров Украины принимать решение по уступке доли в проекте по разработке Юзовской площади в пользу Yuzgaz B. V. Выполняя решение суда, 3 ноября Кабмин отказал Yuzgaz B.V. в реализации проекта по добыче сланцевого газа на Юзовской площади.
Однако это не значит, что не найдутся другие компании, которые будут претендовать на добычу сланцевого газа на Юзовском и других месторождениях — вопреки очевидной нерентабельности этого процесса. Создать очередную «прокладку» — дело нехитрое. Тем временем площадки для таких компаний уже расчищены.
Расчистить площадку
2 ноября Киевский апелляционный хозяйственный суд разорвал договор о совместной деятельности между государственной газодобывающей компанией «Укргаздобыча» и ООО «Природные ресурсы +» депутата Верховной Рады от группы «Воля народа» Александра Онищенко.
«Апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Укргаздобыча" на решение хозяйственного суда Киевской области от 24 мая 2016 года по делу №911/410/16 по иску публичного акционерного общества "Укргаздобыча" к обществу с ограниченной ответственностью "Природные ресурсы +", с участием Специализированной антикоррупционной прокуратуры Генеральной прокуратуры Украины, о расторжении договора, удовлетворить полностью», — сказано в постановлении суда.
Объектами совместной деятельности «Укргаздобычи» и «Природных ресурсов +» по договору от 22 января 2014 года являются пять скважин в Полтавской области Куличихинского и Гадячского месторождений, а также соответствующая инфраструктура, расположенная в пределах лицензионных площадей.
Кому конкретно достанутся готовые площадки по добыче газа, пока не ясно. Однако, скорее всего, это будут структуры, обладающие мощным административным ресурсом. Наиболее вероятным является как раз успех «друзей» Порошенко, сосредоточившего в своих руках контроль над правительством и профильными ведомствами (Госгеонадра). Будет ли она называться Yurgaz или как-то иначе — не суть важно.