Украинский бизнес бежит от антироссийских санкций. В Россию - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украинский бизнес бежит от антироссийских санкций. В Россию

Читать в
ДзенTelegram
Как и почему компании переносят свои производства в «страну-агрессора»

Расширенный санкционный список Украины против российских компаний и физических лиц вступил в силу. Под санкции попали почти 700 человек и более 270 предприятий, в том числе, известные платежные системы. Сами ограничительные меры касаются запрета на въезд и ареста имущества, а также ведения экономической деятельности на территории страны. Но — парадокс: от усиления украинских санкций теряет собственный же производитель. Отечественный бизнес переводит свое производство за пределы страны. В частности — в «страну-агрессора» Россию.

Туда, где слаще

По российским федеральным каналам в прайм идет свежая реклама нового бисквита украинского кондитерского гиганта «Конти». Правда донецкое лакомство поменяло прописку и теперь выпускается в Курске.

© РИА Новости . Руслан Кривобок / Перейти в фотобанкШоколадная фабрика Kraft Foods в городе Покров Владимирской области
Шоколадная фабрика Kraft Foods в городе Покров Владимирской области

Кондитерский бренд «Конти» принадлежит украинскому бизнесмену и депутату Борису Колесникову. Компания имеет производства в Константиновке, Горловке, Донецке. В России «Конти» наладил производство еще в 2004 году. Однако наращивать объемы производства и расширять мощности активно начал последние годы. В 2014 году компания объявила об амбициозных планах — инвестировать в развитие бизнеса около 1 млрд рублей. В 2015 году на производстве была налажена линия по выпуску того самого бисквита, который сегодня активно рекламируется по всем канал российского телевидения.

Объем инвестиций украинского бизнесмена — около 200 млн рублей. На предприятии появилось 148 новый рабочих мест. По словам губернатора Курской области Александра Михайлова «в рамках политики импортозамещения курское предприятие уверенно идет по пути уменьшения последствий любых экономических санкций. В прошлом году поставки кондитерских изделий из Украины в Россию значительно сократились, а в текущем году были полностью прекращены. Это помогло курским кондитерам расширить ассортимент продукции, а заодно и рынок сбыта, причем не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья».

Вместо курских кондитеров вполне могли быть украинские. Как было заведено много лет. Компания «Конти» — крупнейший налогоплательщик в области. До 2013 года «Конти» такой статус имел в Украине. В прошлом году «КОНТИ-РУС» увеличило и долю экспорта в такие страны как Индия, Германия, Великобритания, Китай и США более чем на 10%.

Кстати, «Конти» входит в 30 крупнейших кондитерский предприятий мира по данным агентства «Candy industry». В графе «страна происхождения» стоит «Украина». Пока что.

Для многих украинских производителей основным рынком сбыта продукции традиционно был российский. В лучшие времена объем поставок украинских товаров в Россию достигал 50 млрд долларов. Это было пять лет назад. А в сентябре 2016 года Петр Порошенко закрытие российского рынка для Украины назвал «экономическим шоком». Сегодня продажи товаров упали в четыре раза. Многие промышленные украинские гиганты сворачивают или сокращают производство («Южмаш», «Антонов», машиностроительные заводы). Другие стали размещать производство за пределами Украины с тем, чтобы не потерять ёмкий российский рынок сбыта.

В обход санкций

Пока Верховная Рада запрещает продавать российские книги и в аэропортах и делать объявления по-русски, украинские производители пива договорились с российскими заводами разливать хмельной напиток на их мощностях по лицензии.

Санкции санкциями, а бизнес всегда найдет общий язык. Так, после того, как в 2014 году Роспотребнадзор запретил ввоз украинского пива на территорию РФ, крупнейший украинский бренд «Оболонь» нашел лазейку. Украинская компания договорилась с Московской пивоваренной компанией (завод находится в Мытищах) о начале лицензионного розлива. До 2014 года «Оболонь» занимала половину пивного импорта в Россию. Оно хорошо продавалось, успешно конкурировало с местными марками за покупательскую лояльность. Вообще, украинское пиво покрывало почти весь импорт этого напитка в РФ (более 80%).

И сегодня в московских супермаркетах не составит труда найти «Оболонь», «Черниговское», «Львовское». По данным самой компании «Оболонь», на продукцию украинского производителя приходится 2% российского рынка. Конечно, терять такой рынок никто не хочет. Таким же путем пошла другая компания: пиво «Черниговское» тоже теперь разливается на российском конвейере.

Законсервированный кризис

От фактического разрыва торговых отношений с Россией особенно пострадали производители овощных консервов. Большинство украинских компаний были экспортоориентированными. До 70% своей продукции они отправляли в Россию. По данным агентства «АПК-Информ» за последние три года экспорт плодоовощной консервации в натуральном выражении сократился в 3,5 раза, а в денежном — в 4,7 раза.

Если в 2013 году Украина продала за рубеж 32 тысяч консервов, то в 2015 — только 9 тысяч тонн. Потеря основного рынка сбыта совпала с падением и внутреннего спроса. Продукция подорожала, а доходы населения — упали. Многие украинцы вернулись к домашним заготовкам — консервируют дома помидоры и огурцы. От этого целая отрасль сельского хозяйства стоит на пороге кризиса. Потому что заводы снизили объемы закупок овощей у фермеров, а те, в свою очередь — перестали их выращивать, заменив другими культурами. В данной ситуации европейский рынок не стал альтернативой, потому что там применяют другие стандарты консервации. Словом, не едят квашенные помидоры в ЕС.

Учитывая ситуацию, украинские производители стали искать выход из положения. В прошлом году существенно вырос экспорт украинских плодоовощных консервов в Беларусь и Казахстан. И их доля в общей структуре экспорта консервации увеличилась до 27%. Эксперты считают, что это связано с последующим реэкспортом продукции на российский рынок.

Крупнейший украинский производитель «Верес» просто перенес производственные мощности в Беларусь. И это позволило ему вернуться на полки российских супермаркетов. В 2015 году «Верес» запустил производство на Горынском комбинате в Беларуси. И хотя компания потеряла большую долю рынка, она намерена, судя по всему, наверстать упущенное. Сегодня продукция «Верес» в России занимает 1%, а еще два года назад — 8,5%.

Пока в торгово-санкционных войнах теряет больше других Украина — теряет инвесторов, производственные мощности, рабочие места, крупных налогоплательщиков, «экспортную» валюту.

 

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала