В прошедшие выходные самолет белорусской авиакомпании «Белавиа», вылетевший из аэропорта «Жуляны» по маршруту Киев-Минск был по требованию украинской стороны (под угрозой поднять в воздух истребители) возвращен обратно в Киев.
Все это было сделано ради того, чтобы задержать гражданина Армении — Армена Мартиросяна. После непродолжительного досмотра багажа он был отпущен и улетел следующим рейсом в Минск.
Мартиросян задолго до всех этих событий продолжительное время жил в Киеве, получил украинское гражданство, работал в сфере шоу-бизнеса.
Во время евромайдана активно помогал «Беркуту». По его инициативе снимались видеоролики, в которых говорилось, что акции на Майдане могут в итоге закончиться гражданской войной.
После начала боевых действий в Донбассе возил туда гуманитарную помощь. По его словам, в одной из таких поездок был ранен, когда машина, в которой он находился, была обстреляна «Правым сектором».
Осенью 2014 года эмигрировал в Россию. Получил армянское гражданство. Работал год в издании Ukraina.ru выпускающим редактором, однако в настоящий момент не имеет никакого отношения к нашему изданию.
Разговор с Мартиросяном произошел в нашей редакции. Армен ответил на все наши вопросы, однако категорически отказался назвать причину своего приезда в Киев.
— Я прилетел в этот день в Киев, в аэропорт «Жуляны», в 11 часов с обычной сумкой через плечо и с двумя сумками, в которых была моя одежда. Прилетел по личным делам, о которых говорить не буду. На территорию Украины я въехал с армянским паспортом.
Улетел спустя четыре с половиной часа. По-моему, в 15.30. Также из «Жулян». Прошел таможенный и пограничный контроль, сдав две вещевые сумки в багаж. Купил себе в дьюти-фри виски. Заказал в кафе рыбку, съел ее, выпил виски, потом кофе. Все это время переписывался со своей невестой. И, в конце концов, улетел. У меня до сих пор остался отрывной купон, в котором написано, что моё место 13F.
Во время полета я фотографировал смартфоном город, облака и даже не заметил, как мы стали приземляться. Примерно через полчаса после взлета мы вернулись обратно, в «Жуляны», но все были уверены, что мы прилетели в Минск.
Я еще тогда подумал: ого, как мы быстро, за полчаса, долетели. Решил, что это потому, что летели на новеньком «Боинге».
Но потом нам сказали, что мы вернулись назад по технической причине. Я даже невесте отправил sms об этом. Она мне ответила: если поломка, то не вздумай вылетать тем же самолетом.
Тут по громкой связи объявили, что пассажира Армена Мартиросяна просят пройти на выход с вещами. Так как самолет авиакомпании «Белавия» был территорией Белоруссии, то на трапе, а не внутри салона, меня ждали люди. Тот, что был в вязанной шапочке сказал, что они работники СБУ и попросил пройти меня с ними. Поинтересовался: есть ли у меня багаж и, получив утвердительный ответ, попросил квитанцию. Мы на машине проехали в аэропорт.
Уже на месте спросили: не курите? Если курите, то можете пока покурить пока привезут ваш багаж.
Я поинтересовался причиной задержания: на каком основании меня задержали, и на каком основании вернули самолет в аэропорт. Мне ответили: что вот-вот приедут люди и все объяснят.
В итоге, принесли мои вещи, положили на стол, и таможенники стали проводить досмотр. Рядом, не вступая со мной в беседу, стояли сбушники.
Я все же снова поинтересовался: что они ищут. Мне ответили: накопитель информации. Есть ли он у меня? После чего стали проверять буквально каждую вещь. Сначала осмотрели, помню, два зарядных устройства. Потом стали рассматривать мое кольцо. Я им говорю, указывая на внешнюю поверхность, что тут микрофон, а внутри кольца накопитель информации. Они, не оценив мою шутку, на полном серьезе стали его рассматривать. Я им предложил посмотреть еще и мои швейцарские часы, даже предложил их раскрутить, но при одном условии, что они потом все соберут, как было.
Далее мне было предложено отдать багажные сумки, чтобы просветить их на транспортере. На это я им ответил: а вы мне что-то подкинете. Сразу говорю, к тем предметам в багаже, которые не будут моими, я притрагиваться не буду. И вообще, я хочу позвонить в армянское посольство, чтобы в аэропорт приехал консул.
Меня попросили показать то, что у меня на телефоне и ноутбуке записано, нет ли там каких-то нефабричных устройств. На это я снова стал их спрашивать: так все-таки мне предъявят какой-либо документ, на основании которого меня задержали и проводят досмотр, или нет. Мне только ответили, что все действия производятся на основании требования правоохранительных органов. Они, правда, так мне никаких документов и не предъявили. В итоге таможенники составили акт досмотра вещей. Его подписали и таможенники, и СБУ, и пограничники. Кстати, надо сказать, что все они вели себя корректно и интеллигентно. Даже купили мне кофе.
Уже было 6 часов вечера. Следующий самолет на Минск вылетал где-то в 19.05.
Таможенник помог мне донести мои вещи. Повел меня в кассу, показал им акт и попросил поменять билет. Работник «Белавиа» долго что-то оформляла, а регистрация уже закончилась. Я даже предложил купить новый билет, чтобы не терять время, но меня отговорили. В общем, переоформили мне билет, я доплатил за него карточкой. Снова прошел пограничный контроль. Пограничники долго совещались: ставить ли мне второй раз отметку о пересечении границы. Даже куда-то звонили. В итоге, штамп в паспорт не стали ставить, и я улетел.
Кстати, пресс-секретарь СБУ в связи с инцидентом со мной говорила, что была локализована угроза национальной безопасности Украины. Но что значит «локализована»? Но ведь у меня ничего не изъяли согласно акту досмотра. Ничего незаконного я не провозил.
-Скажите, а почему, прилетев на несколько часов в Киев, вы взяли с собой две сумки с вещами? Это же не логично, согласитесь.
— Я просто долго находился под Минском. У меня были заранее куплены билеты в Киев и обратно.
-А люди из СБУ понимали, кто вы и чем занимаетесь?
— Украиной. Я возглавляю общественную организацию «Гражданский союз», цель которой — правозащитная деятельность. На Украине есть группы людей, состоящих в этой организации, которые выполняют задачи, которые перед ними ставят.
Я помню, что сбушники были удивлены тем, что у меня армянский паспорт. Они, видимо, думали, что у меня будет украинский паспорт, ведь я у них внесен в базы данных с марта 2014 года. Я действительно был гражданином Украины, но теперь у меня армянский паспорт. Так что они знали, кто я.
-Что теперь будете со всем этим делать?
— Буду подавать в украинский суд на неправомерные и неправомочные действия украинских властей.
Александр Чаленко