Об этом командир экипажа Виктор Шышло рассказал в эфире белорусского телевидения в воскресенье.
«Общаемся с диспетчерами на английском, но в данном случае он вышел на связь на русском языке. Мы находились в секторе Киева. Он вышел на связь и сообщил, что мы должны вернуться в аэропорт Жуляны», — сообщил пилот.
«Он сказал, что причины вы получите на земле, и если не выполните команду на возврат, то в воздух будут подняты истребители», — продолжил он. Шишло отметил, что экипаж в первую очередь руководствовался безопасностью пассажиров.
«На основании всех руководящих документов мы должны выполнять команды диспетчера. На первом месте для нас безопасность полетов и она была соблюдена на сто процентов», — сказал он.
Накануне украинские власти без объяснения причин вернули самолет «Белавиа» в аэропорт «Жуляны». При этом Киев угрожал поднять в воздух истребители, если командир Boeing не выполнит команду. После того как борт сел в аэропорту вылета, с него сняли пассажира, гражданина Армении, известного «антимайдановца» Армена Мартиросяна.
В комментарии белорусскому порталу tut.by Мартиросян сообщил, что украинские власти рассчитывали найти у него некий «накопитель информации».
«Меня вывели из самолета эсбэушники, проверили все мои вещи, искали какой-то накопитель информации. Ничего не нашли, составили акт о том, что у меня ничего недозволенного не найдено, отпустили. На следующем рейсе я улетел», — рассказал он.
Позднее на своей странице в Facebook Мартиросян сообщил о своем намерении обратиться в суд.
«Буду подавать иск в суд для оспаривания противоправных действий в отношении меня со стороны украинских властей… Пройдусь по вертикали украинских и европейских судов», — написал он. Свой пост Мартиросян сопроводил фотографией из самолета белорусской авиакомпании, а также копией билета.
22 октября начальник аппарата главы СБУ Александр Ткачук рассказал, что белорусский самолет был возвращен в аэропорт Киева, чтобы силовики смогли убедиться в отсутствии угрозы национальной безопасности. При этом он опроверг информацию об угрозах поднять в воздух истребители.
Заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь Чергинец в свою очередь заявил, что угрозы задействовать военную авиацию зафиксированы в записи переговоров экипажа с наземными службами. «Если понадобится, мы ее расшифруем и предоставим», — сказал он.