На днях народные депутаты из фракции «Народный фронт» Николай Княжицкий, Сергей Высоцкий и Андрей Левус зарегистрировали в парламенте проект постановления, которым Совету нацбезопасности и обороны рекомендуется ввести санкции против владельцев ряда частных СМИ. Среди них — компании, владеющие радио «Вести», а также Group DF Дмитрия Фирташа, которой принадлежит «Интер». Один из ведущих телеканалов страны отмечает юбилей в непростых условиях. Две недели назад его снова пытались штурмовать.
«Телеканал "Интер" заявляет, что давление радикалов на телеканал не прекращается. Всё это происходит при попустительстве МВД и сопровождается провокационными заявлениями министра внутренних дел Авакова. Мы располагаем публичной информацией о том, что идёт подготовка нового нападения на телеканал», — обращались журналисты канала к международному сообществу.
В конце концов давление на «Интер» признали даже в ПАСЕ.
«Глубоко обеспокоены наблюдением регулярного давления на политическую оппозицию и независимые СМИ, призываем украинские власти следовать международным демократическим стандартам, в том числе плюрализму средств массовой информации и существование независимой политической оппозиции», — говорилось в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы.
Однако даже то, что за канал заступились даже европейские депутаты не дает уверенности в его спокойном будущем.
Окно в Россию
«Интер» появился в неспокойное время. «Лихие девяностые» и на Украине были весьма непростым временем.
«Это серьезная дата. Практически сразу после рождения страны родилось новое коммерческое телевидение. За первый год "Интер" стал первой кнопкой, таковой и остается. Поэтому желаю каналу сохранять наше лидерство… Мы хотим праздновать [юбилей ]с нашими зрителями. Потому что не было бы миллионов наших зрителей — не было бы "Интера". Мы помним об этом каждый день», — заявила руководитель Inter Мedia Group, в которую входит канал, Анна Безлюдная.
У нее с каналом связана своя история. Именно здесь она впервые получила руководящую должность — шеф-редактора информационно-аналитической службы «Интера». Собственно, под ее руководством и создали эту службу и запустили такие проекты, как «Подробности», «Подробности недели», «Право выбора», «Свобода слова на «Интере»». В 2007-2009 году она была генпродюсером канала, а с 14 февраля 2013 года и возглавила Inter Мedia Group мощнейший медиа-холдинг на Украине.
Причина взрывной популярности «Интера» буквально в первый же год с момента основания состоит в его двуязычности. Точнее — в том, что в значительной мере канал транслировал российский контент. «Интер» занял на Украине частоту российского канала ОРТ (ныне «Первый канал») и по соглашению транслировал ряд его передач. Таким образом, у «Интера» сразу же после создания появилась обширная аудитория.
Однако канал занимался и производством собственного контента. Помимо Безлюдной, которая создала информационную службу канала здесь стоит отметить Егора Бенкендорфа, который взялся за развлекательную составляющую и производство собственных шоу и сериалов. С 14 февраля 2013 года Бенкендорф стал главой правления «Интера». Примечательно, что с приходом к власти Виктора Януковича Бенкендорфа «бросили» на сложный участок — создание общественного телевидения, утвердив на должности генерального директора государственного Первого национального канала. Впрочем, после трех работы на канале — с 2010 по 2013 Бенкендорф предпочел вернуться на родной «Интер», где и проработал до сентября 2016 года.
Эти и другие сотрудники канала — а в свое время информационной службой «Интера» успел поруководить даже Евгений Киселев — своим трудом создали довольно мощный холдинг, который с потребления российских программ в 90-х вырос до продажи своей продукции в Россию и другие страны. К примеру, одним из популярнейших шоу, родившихся на «Интере», является «Орел и решка».
Дела с собственниками канала обстояли тоже интересно. После смерти в 2005 году члена Социал-демократической партии Украины (объединенной) Игоря Плужникова 61% акций канала «Интер» покупает олигарх Валерий Хорошковский. Вместе с «Интером» он получает контроль и над нишевыми каналами Enter и Enter+. После Хорошковский начинает расширять свою медиа-империю, приобретая у украинского олигарха Дмитрия Фирташа 100% акций каналов «К1», «К2» и «Мегаспорт», и получая полный контроль над ИА «Украинские новости» и каналом «НТН».
Хорошковский сам по себе был довольно нетипичным представителем для украинской политики. Олигарх и метросексуал, побывавший во власти при абсолютно разных режимах.
В бытность премьер-министром Юлии Тимошенко Хорошковский получил должность председателя Государственной таможенной службы Украины. Но из-за поддержки им в конфликте Фирташа и Тимошенко своего старого бизнес-партнера, премьер-министр быстро охладела к Хорошковскому, чем воспользовался ненавидящий Тимошенко президент Виктор Ющенко. Он назначил Хорошковского на пост замглавы СБУ.
После победы на выборах 2010 года Виктора Януковича, Хорошковский пошел на повышение и возглавил спецслужбу. В январе 2012 его назначили уже министром финансов, а через месяц — первым вице-премьер-министром Украины.
И тут снова у Хорошковского не сложились отношения с премьером. На этот раз им был Николай Азаров. В результате владелец «Интера» написал прошение об отставке и начал продажу медиа-активов.
«В сложившихся обстоятельствах у меня нет возможности обеспечивать дальнейшее развитие группы, и именно эти обстоятельства стали главным мотивом для продажи», — заявил Хорошковский.
Канал у него выкупил партнер — Дмитрий Фирташ, который с 2007 года, когда продал группе свои телеканалы «Мега», «К1» и «К2» обладал опционом на выкуп контрольного пакета акций канала. Переговоры со стороны Фирташа велись и ранее, но Хорошковского не устраивала цена.
Журналистская солидарность по-украински
После того, как «Интер» попал под контроль группы Фирташа и Левочкина, казалось бы, для «Интера» наступят спокойные времена: медиагруппа росла, у руля стояли профессионалы, а рейтинги были хорошими. Фактически, это был первый по телесмотрению канала Украины.
Но грянул Майдан.
К нему позиция «Интера» была неоднозначна. С одной стороны, именно этот канал показал «разгон детей» в ночь на 30 ноября. Именно после этого мирный и начавший угасать «Евромайдан» превратился в тот Майдан, который знают многие: со штурмами администраций, захватом зданий и попытками штурмовать Банковую.
С другой, даже отставка Сергея Левочкина с поста главы Администрации Президента не вынудила канал стать однобоким как канал «1+1», подконтрольный олигарху Игорю Коломойскому.
В январе власти, и сами собственники канала между собой пришли к взаимопониманию, канал покинула так называемая «команда Левочкина» и «Интер» начал показывать события на Майдане более-менее сбалансированно. За что заслужил ненависть коллег по «медиасообществу». Украинские журналисты стали требовать расправы над сотрудниками канала. Особо сильно критиковали «Интер» «независимые журналисты» из движения «Стоп-цензуре», среди которых были ставшие после Майдана депутатами Мустафа Найем, Сергей Лещенко, Светлана Залищук.
После того, как Майдан победил, для «Интера» настали черные дни. «Стоп-цензуре» не унималась, требуя люстрировать канал. Одними из самых жестких критиков были журналистки Ольга Червакова и Наталья Соколенко.
На канал начинаются первые атаки. Его забрасывают навозом, протестующие осаждают новостной продакшен на Щусева. В итоге собственник заручается в деле охраны канала поддержкой одной из оставшихся без дела «сотен Майдана», милиции и частной охранной компании. Параллельно с этим с периодически осаждающими канал людьми ведет переговоры менджмент в лице Бенкендорфа.
Фирташ принимает соломоново решение: конца марта 2014 года заключается соглашение между «Интером» и компанией «Национальные информационные системы» (НИС)- новостным продакшеном «Интера», согласно которому «Интер» не имеет отношения к производству, определению и планированию тем программ «Новости», «Подробности» и «Подробности недели».
Логика понятна: если вдруг в Викторе Януковиче проснется храбрость и он решит, заручившись поддержкой, вернуться через Донбасс на Украину, пускай и на штыках, с «Интера» взятки гладки, а сотрудничество с НИСом можно всегда разорвать. С другой стороны, зрителям давался сигнал: «Интер» — это одно, а новости на нем — другое.
Тогда же в НИС возвращается уволенный в разгар Майдана Назим Бедиров. Вместе с ним приходят и ожесточенные критики «Интера» — Червакова и Соколенко. Кроме того, на канал вернулся политтехнолог Игорь Шувалов — бывший советник Хорошковского и, как его называли, «человек Левочкина».
«Интер» в президентской гонке начал неявно поддерживать Петра Порошенко, а в борьбе за кресло мэра столицы — Виталия Кличко.
«Нам казалось тогда, что Порошенко менее агрессивен, чем другие претенденты, менее склонен к войне. Он обещал установить мир. Но он всем врал — от начала до конца. Мы считали, что Порошенко будет меньшим злом, а он стал большим злом», — признавался позже в эксклюзивном интервью Ukraina.ru сам Дмитрий Фирташ.
В то же время, признать прямую поддержку Порошенко и Кличко Фирташ отказался.
Примечательно, что тогда началась первая атака на Шувалова — ему захотели депортировать из Украины. Силовой блок тогда находился в руках людей Арсения Яценюка, которые и конкурировали с Порошенко.
При этом, назвать Шувалова «пророссийским» нельзя. Именно при нем в информационных программах на канале появляются мультфильмы о «ватниках», разжигающие ненависть в жителям Донбасса. Вести с передовой боев в Донбассе передавал журналист Роман Бочкала, не жалующий «сепаратистов» и «террористов».
Однако и победа Порошенко не принесла «Интеру» облегчения. Крупнейший медиахолдинг в стране теперь оказался под прицелом того, кому сам же и, может и невольно, помогал получить власть. Порошенко захотел укрупнения своей медиа-империи: в СМИ писали о попытках Порошенко установить контроль над популярнейшими каналами «1+1», «112» и NewsOne. Вряд ли «Интер» мог оказаться вне его внимания.
Благо, его невольными помощниками выступили и политики из «Народного фронта», которым «Интер» мешал тем, что не давал другому телегиганту — каналу «1+1» установить информационную монополию.
«Когда они обвиняют «Интер» в чем-то пророссийском, это абсолютная неправда. Новостная служба, пожалуй, работает даже в обратную сторону. Проблема связана с «Народным фронтом» Арсения Яценюка и Арсена Авакова, а президент Петр Порошенко выступает, скорее, посредником в конфликте. Почему? Вы должны понимать, что именно эти люди взяли на себя ответственность за войну. Они всем рассказывали, что будут ходить маршем по Севастополю, они обещали быструю победу», — рассказывал Фирташ.
Поскольку к новостям придраться сложно — как признавал и сам собственник канала, их нельзя назвать «пророссийскими» — начались скандалы со «взломанной перепиской» сотрудников «Подробностей». И ровно те же журналисты, которые ранее обсасывали якобы роман Шувалова с украинской писательницей Ирэной Карпой — автором мультфильмов про «ватников» — начали обсуждать якобы имевшийся у него в это время роман с российской журналисткой Марией Столяровой — сотрудницей «Интера», которую СБУ выдворило из Украины. А также обсуждать сказки о том, что журналисты канала работали на «сепаратистов». Притом, под раздачу «коллег» попал даже журналист Евгений Спирин, который вынужден был бежать из родного Луганска из-за несогласия со сторонниками ЛНР.
Кроме того, ненависть радикалов на Украине вызвало и освещение Всеукраинского крестного хода, а также такой проект, как «Бессмертный полк» к 9 мая. Это дало основание некоторым горячим головам обвинить канал в работе на Москву, хотя на канале не пытались придать этим мероприятиям сколь-нибудь политического окраса.
Окончилось все печально: поджогом здания, где работает НИС и осадами другого здания канала, где находится руководство группы.
Однако Порошенко контроль над «Интером» так и не получил. Ему удалось «добыть» нечто другое: славу для Украины, как страны, где уже преследуют не только отдельных журналистов, но и сжигают неугодные телеканалы.
Последние 2 года были одними из самых напряженных за 20-летнюю историю «Интера». И кто знает, будет ли канал праздновать свой следующий юбилей.