28 сентября совместная следственная группа представила первые результаты уголовного расследования причин катастрофы рейса MH-17 в районе села Грабово Донецкой области 17 июля 2014 года.
По заключению специалистов, самолет сбили ракеты серии 9М38, выпущенной из ЗРК «Бук», привезенного с территории России, а затем эвакуированного обратно на белом грузовик Volvo. Местом запуска ракеты следователи назвали Ферму вблизи населенного пункта Первомайское, находившего в день трагедии под контролем бойцов самопровозглашенной ДНР.
В интервью изданию Ukraina.ru заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов обратил особое внимание на политизированность расследования по делу об этой авиакатастрофе, потому что за 2,5 года до сих пор не провели все необходимые технические экспертизы.
«Если поражающие элементы, которые были найдены от ракеты или боеприпасов, взять на спектрконтроль, химический анализ, анализ металлоструктур его кристаллической решетки, то можно точно установить, из какой стали они изготовлены, на каком заводе выпущены, из каких материалов получен прокат, на каких станках их изготовили и штамповали», — уточнил эксперт.
Вывод о том, что ракета была выпущена из района Первомайского, сделан в том числе на основе данных США, которые оценили, что место запуска находилось в 6 км к югу от Снежного. Американская сторона неоднократно заявляла о существовании снимков с космического спутника, которые якобы подтверждают причастность «пророссийских сепаратистов» к атаке на самолет, но с момента трагедии Вашингтон ни разу не представил общественности эти данные, как это сделало Министерство обороны России.
«США заявляют, что если показать чистые объекты, которые снимались с реального спутника — данные инфракрасной, радиолокационной и технической разведки, — по ним можно якобы понять технологию работы космического аппарата, а это еще закрытая часть. В таком случае американцы могут изобразить сведения, имеющие отношение к MH-17, на бумаге схематически», — сказал Владимир Попов.
Ожидать окончательных выводов о трагедии в ближайшее время не приходится — работа международной следственной группы продлена до начала 2018 года. По мнению эксперта, в затягивании следствия заинтересован именно Вашингтон, для которого обвинение России в причастности к трагедии в июле 2014 года, представляет собой рычаг политического воздействия на Москву.
За два года расследования выдвинуто несколько версий трагедии:
1. Согласно докладу Совета безопасности Нидерландов, самолет МН-17 сбит из зенитного ракетного комплекса «Бук» с боеголовкой 9Н314 М с территории на востоке Украины площадью около 320 кв. км.
Российские и голландские специалисты указывают на участки и районы, подконтрольные как народным республикам, так и Киеву. Украинские специалисты указывают на участок, который покрывает только территорию ДНР.
2. Российский концерн «Алмаз-Антей» провела эксперимент со списанным Boeing, имеющим аналогичные технические и физические характеристики. По его результатам специалисты пришли к выводу, что MH-17 сбит ракетой 9M38, а огонь по лайнеру открыли из населенного пункта Зарощенское, подконтрольного в день катастрофы украинским военным.
3. По данным с первичного радиолокатора Министерства обороны РФ, который работал в Ростовской области летом 2014 года, вблизи Boeing 777 не было посторонних воздушных объектов, в том числе ракет, которые могли бы быть запущены с территории, контролируемой ДНР. Другие варианты траекторий ракеты возможны, но имеющиеся у России радарные сведения не позволяют о них судить. По мнению представителей ведомства, эта информация есть у Украины и США, но они до сих пор ее не предоставили.
4. Журналистская исследовательская группа Bellingcat попыталась установить детали трагедии на основе материалов из интернет-источников. По их версии, ракету запустила с территории ДНР установка комплекса «Бук М1» 53-й зенитно-ракетной бригады Вооруженных сил России из Курска. Вывод журналистов основан на анализе фотографий различных СОУ «Бук», опубликованных военнослужащими 53-й бригады в 2000-2013 годах.