Утром 16 сентября одесские, а затем и украинские и российские СМИ облетела новость: накануне под Одессой вандалы взломали мавзолей Григория Котовского и надругались над останками легендарного комкора.
«День открытых дверей в мавзолее Котовского — тупо настежь, саблю и ордена украли до нас», — рассказала местная журналистка Мария Ковалева.
Это не первый взлом мавзолея Котовского в этом году. Ранее в мавзолей подвергся нападению вандалов в апреле.
«Кроме гроба с костями, портрета Котовского и нескольких венков в склепе ничего больше нет. Судя по тому, что вышеупомянутое осталось не украденным, злоумышленников постигло разочарование. Не исключено, что и толстый слой воды на полу склепа, которая всегда там собирается после дождя, помешал злоумышленникам», — рассказали тогда в пресс-службе мэрии Котовска, где и находится мавзолей комкора.
Виновников взлома так и не нашли. А позже Котовск переименовали в Подольск в рамках «декоммунизации».
Нынешний взлом мавзолея героя Первой мировой, а затем — участника Гражданской войны и прославленного красного командира корпуса удивительным образом совпал со скорым демонтажем мавзолея Котовскому. При этом, самого Котовского сложно считать идейным коммунистом.
Удивительные «совпадения»
Весенний взлом мавзолея Котовскому сопровождался обращением националистической партии «Свобода» к главе Одесской областной государственной администрации Михаилу Саакашвили с просьбой демонтировать это строение.
Через 3 дня после того, как неизвестные пытались осквернить могилу Котовского, «свободовцы» потребовали у Саакашвили снести мавзолей.
«Свободовцы подчеркивают, что мавзолей с забальзамированным телом коммунистического деятеля, бандита и командира красноармейских грабительских отрядов Котовского является памятником тоталитарного коммунистического режима, поэтому подлежит ликвидации», — заявили в пресс-службе одесской «Свободы».
Украинские националисты заявили, что в соответствии с законом о декоммунизации органы местного самоуправления до 21 февраля 2016 года должны были совершить демонтаж объектов, подобных мавзолею Котовскому. В противном случае соответствующими полномочиями наделялся глава ОГА, который должен принять распоряжение в трехмесячный срок.
Однако у Саакашвили хватало своих проблем.
Второй взлом мавзолея тоже удивительным образом «совпал» с его теперь уже официально готовящимся демонтажем. Когда журналисты, после резонансной новости о нападении вандалов, начали расспрашивать местные власти о судьбе памятника, оказалось, что его готовят к демонтажу. Останки Котовского планируют захоронить.
«Буквально вчера мы получили письмо из Министерства культуры, в котором нам дали инструкцию, как в рамках политики декоммунизации решить вопрос с мавзолеем. Сначала нужно перезахоронить Котовского. После этого мавзолей будет выведен из списка объектов культурного наследия, что даст возможность его снести или перенести куда-то», — рассказала журналистам начальник Управления обеспечения деятельности подольского исполкома и горсовета Елена Чуприна.
Она же сообщила, что дальнейшую судьбу мавзолея Котовского окончательно решат на сессии горсовета в Подольске 28 сентября.
Это далеко не первая жертва декоммунизации на Украине: помимо десятков демонтированных памятников Ленину и другим деятелям советской эпохи, под ударом оказались и такие невинные символы как барельеф украинского скульптора Валентина Борисенко строителям будущего на Украинском Доме в Киеве.
При этом, мавзолей Котовского по-своему уникальный памятник не только Одесской области, но и всей Украины.
По сути, это второй мавзолей в СССР (после мавзолея Ленина) и второй же — на территории Украины (после мавзолея Пирогова, построенного еще при Российской Империи).
Однако это не останавливает тех, кого пугает даже мертвый Котовский.
«Котовский подпадает под декоммунизацию — согласно распоряжению Института национальной памяти, он числится среди тех, память о ком следует зачистить, уничтожить, изъять. Видимо, в рамках этой декоммунизации и творится этот беспредел вокруг памятников советской эпохи», — отмечает в комментарии Ukraina.ru историк и политолог Владимир Корнилов.
При этом, по словам историка, Котовский — уникальная, эпическая личность. Фактически, это знаковый человек в истории целого региона который включает Молдавию, Украину и Приднестровье.
И при всем этом его сложно назвать идеальным коммунистом.
Многогранная личность
При жизни Котовского называли «бессарабским Робин Гудом». Он известен помощью крестьянам Бессарабии, побегами из тюрьмы и смертным приговором, который так и не привели в исполнение: за его жизнь хлопотали даже такие непримиримые в политическом смысле оппоненты Котовского, как бывший монархист, затем — союзник кадетов, председатель 3-ей Государственной Думы Александр Гучков и адмирал Александр Колчак.
Когда Котовского помиловали, он явился в оперный театр Одессы, где вызвал бешеные овации и устроил аукцион по продаже своих кандалов. После этого Котовский отбыл на фронты Первой мировой войны, где успел заслужить Георгиевский крест 4-ой степени.
В бурные годы Гражданской войны Котовский дружил с Мишкой Япончиком, воевал с петлюровцами, махновцами и многочисленными «батьками-атаманами» в степях Северного Причерноморья, а после наводил порядок в Тирасполе и Одессе. Поговаривали, что нарком обороны Михаил Фрунзе хотел назначить Котовского своим заместителем, но не успел этого сделать.
Да и смерть Котовского была по-своему романтичной и нетипичной для советских руководителей. Его убил в 1925 году во время отдыха на даче в посёлке Чабанка на берегу Черного моря Мейер Зайдер по кличке Майорчик, который, как утверждают некоторые исследователи, был бывшим соратником Япончика.
Основная версия убийства — месть за уведенную женщину. Котовский был ценителем женской красоты. После освобождения Зайдера убили бойцы Котовского, отомстив за командира.
За право хоронить Котовского наряду с Бирзулой (позже — Котовском, а ныне — Подольском) соперничали Одесса, Бердичев и Балта.
Теперь же комкор оказался не в чести. И это при том, что его сложно назвать «кровавым палачом», так как до эпохи массовых репрессий Котовский просто не дожил, да и служил он в армии. Да и эталоном «верного ленинца» Котовского не назовешь. А до Майдана современные песни о Котовском вполне спокойно показывали украинские музыкальные телеканалы.
«Личность Котовского нельзя идеализировать и идолизировать, как, собственно, ни одного деятеля той эпохи ни с одной, ни с другой стороны. Ясное дело, что в советское время ему приписали много несуществующих подвигов. Но в любом случае это яркая личность в истории этого края. Изымать ее из истории — это кощунство, преступление против истории», — отмечает Корнилов.
Историк отмечает, что нынешняя Украина бросается в ту же крайность, в которую в свое время бросались большевики.
«Но при этом, большевики хотя бы старались не лгать. Да, они вычищали своих героев, да вырезали страницы из истории, но то, как сейчас преподносится история на Украине, когда просто придумываются несоответствующие истории факты, до такого даже большевики не додумались», — отмечает Корнилов.
При этом, историк отмечает, что в рамках борьбы с «советским наследием», которое автоматически положено считать «антиукраинским», «под раздачу» попадают и те личности, благодаря которым на самом-то деле на некоторых территориях современной Украины и начали говорить по-украински.
Яркий пример — нарком юстиции и нарком внутренних дел УССР Николай Скрипник, известный среди прочего как воплотившего в жизнь украинизацию и даже одного из лоббистов максимально удаленного от русского языка украинского правописания — «скрипникивки». Использование «скрипникивки» стало фирменным знакомм современного украинского телеканала «СТБ».
«Скрипник, тоже, как это ни парадоксально, попал в список тех, память о ком должна быть зачищена. Что удивительно, ведь если бы не было Скрипника не было бы украинизации или она бы не была такой целенаправленной и жесткой, какой она была при нем. Тогда бы не было развития украинского языка в Новороссии и Донбассе, которое мы наблюдаем сейчас», — отмечает историк.
Именно этот политик и сделал многое для того, чтобы Украина и состоялась как республика, пускай и советская и социалистическая. По словам Корнилова, для создания Украины Скрипник сыграл гораздо большую роль, чем тот же Степан Петлюра.
«Мы видим, что сейчас все подпадают под одну гребенку — если он не бандеровец, если он не за Петлюру, то этот человек — враг Украины, то его нужно забыть, предать анафеме и зачистить», — резюмирует историк.
Возвращаясь к Котовскому, следует отметить, что этот герой мог бы стать объединяющим для региона, где Украина пытается играть роль «миротворца» в посредничестве между Молдавией и Приднестровьем.
Однако, идеологическая борьба важнее здравого смысла.
Примечательно, что ранее мавзолей Котовскому уже уничтожали. И произошло это не сразу после независимости Украины, несмотря на всплеск националистических настроений части общества.
Успешный «демонтаж», а попросту — снос мавзолея осуществили румынские войска в 1941 году, когда край оказался под оккупацией нацистов. Тогда же могилу Котовского и разграбили, украв советские ордена и наградную шашку. Забальзамированное тело Котовского выбросили в ров на тела убитых нацистами еврее. Однако останки комкора, жертвуя своими жизнями, спасли местные жители. Примечательно, что после войны тело требовала отдать Молдавия, где Котовского почитали как национального героя. Но в УССР отстояли право сохранить останки героя у себя.
Мавзолей восстановили в 1965 году. Тогда мысль о том, что захоронение «бессарабского Робин Гуда», который в отличие от английского героя народных легенд реально существовал и которого помнили местные жители, будут сносить свои же сограждане показалась бы кощунственной. Теперь же это всерьез обсудят на заседании местного горсовета.