9 сентября Россия полностью остановила поставки дизельного топлива в Украину. Экспорт прекратили как по железной дороге, так и по нефтепродуктопроводу компании Прикарпатзападтранс. Запрет на отгрузку ДТ официально подтвердила российским СМИ компания Транснефть, управляющая нефтепроводами РФ. О том что, Россия ввела полный запрет на поставки дизтоплива в Украину, ЛІГА.net также сообщили собственники четырех компаний-нефтетрейдеров.
Это уже второе дизельное эмбарго за последнее время. В октябре прошлого года власти РФ также запретили поставки дизельного топлива в Украину.
Тогда россияне объясняли остановку экспорта нежеланием снабжать дизелем ВСУ. Год назад украинские трейдеры оперативно переключились на альтернативные маршруты импорта, что позволило избежать подорожания топлива на заправках.
В этот раз остановка поставок не связана с политикой. Как удалось узнать ЛІГА.net, новое эмбарго является прямым следствием перераспределения рыка поставок дизельного топлива в Украину.
ЛІГА.net выяснила, кто может стоять за прекращения экспорта дизтоплива на украинский рынок и как это отразится на стоимости топлива на АЗС.
Эмбарго №2
Поставки дизельного топлива в адрес Украины прекратились в пятницу, 9 сентября, без объяснения причин. «Украинские трейдеры начали получать уведомления от российских продавцов о запрете продаж со стороны властей РФ, — рассказал ЛІГА.net совладелец крупного нефтетрейдера. — Были остановлены запланированные отгрузки по всем направлением: железной дороге, нефтепродуктопроводу и даже мелкие объемы автотранспортом».
Официальных причин остановки экспорта власти РФ не озвучивали. Позже российская Транснефть (оператор нефтетранспортной системы) сообщила, что запрет ввоз в Украину дизельного топлива по нефтепродуктопроводу Прикарпатзападтранс ввела Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Причины такого решения не объясняются.
В октябре прошлого года ФСТЭК также остановила поставки дизельного топлива в Украину. Тогда российская сторона аргументировала введение эмбарго возможностью использования российского ДТ украинской армией в военных целях. «Сейчас подобных объяснений от россиян мы не слышим, — говорит владелец нефтеторговой компании. — Остановка экспорта дизеля была неожиданностью абсолютно для всех».
Россия по-прежнему остается для Украины одним из главных источников поставок дизельного топлива. В последние месяцы российские трейдеры обеспечивали 30-35% всего импорта ДТ (170-180 тыс. тонн в месяц), уступая только беларусским компаниям.
Импорт ДТ из России начал расти после запуска в конце мая нефтепродуктопровода Самара — Западное направление, принадлежащего компании Прикарпатзападтранс. В мае-августе, по данным консалтинговой компании А-95, по этой трубе поступило более 200 тыс. тонн дизельного топлива.
Новые игроки
Трое опрошенных ЛІГА.net трейдеров называют главной причиной остановки поставок российского топлива перераспределение рынка. Дело в том, что после решения ФСТЭК об аннулировании заключений на импорт ДТ в Украину, экспортерам необходимо снова получать разрешения у этой организации, указывая украинских контрагентов.
«Сейчас все основные поставщики ДТ находятся в стадии переговоров с российскими властями, — рассказывает владелец харьковского нефтетрейдера. — Мы ожидаем, что поставки могут возобновиться если не на этой, то уже следующей неделе, но получателями этого топлива будут только избранные компании».
«Речь идет в первую очередь о контроле над поставками по нефтепродуктопроводу Прикарпатзападтранса, — уверяет он. — До остановки поставок это было самое привлекательное дизельное направление, за которое ведут борьбу основные игроки рынка».
ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ. Сейчас компания Прикарпатзападтранс официально оформлена на гражданина Германии Анатолия Шефера. В прошлом году российская Транснефть объявила о продаже украинского участка нефтепродуктопровода малоизвестной компании из Швейцарии International Trading Partners AG, владельцем которой формально числится Шефер. По данным международного агентства Argus, нефтепродуктопровод контролирует швейцарская компания Proton Energy Group, покупатель украинских активов Роснефти.
Другой глава компании-импортера рассказал ЛІГА.net, что новыми участниками схемы поставок станут компании беглого украинского предпринимателя Сергея Курченко. "Это будет три-четыре компании,- говорит он. — Их названия всплывут в ближайшее время".
Эту информацию косвенно подтвердил еще один трейдер. «Анатолий Мыгаль (партнер Курченко по бизнесу, — Ред.) на недавнем совещании нефтяников в Москве был представлен как главный поставщик дизельного топлива в Украину», — рассказал ЛІГА.net один из крупнейших поставщиков ДТ.
Дефицит и рост цен
Если российское эмбарго затянется, Украина сможет переориентироваться на альтернативные источники поставок, считает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.
«Пока существенного дефицита ДТ на рынке нет, поскольку у трейдеров есть небольшие запасы, — говорит он. — В дальнейшем будут задействованы другие источники: поставки морем из Израиля, Греции, импорт из Туркменистана, увеличение отгрузок из Литвы, Польши, Болгарии и Румынии».
В прошлом году, когда Россия впервые запретила ввоз ДТ, украинские трейдеры сумели переориентироваться довольно быстро. Роста цен на АЗС удалось избежать за счет снижения маржи при продаже в рознице, напоминает директор колнсалтинговой группы А-95 Сергей Куюн
«Сейчас ситуация немного иная. Из-за девальвации гривны уже есть предпосылки к росту цен на ДТ на 1-1,5 гривен/литр — говорит он. — Поэтому длительное отсутствие на рынке более дешевого российского дизеля усугубит ситуацию».
«Если проблема с поставками из РФ продлится, это скажется на розничных ценах примерно через две недели, — считает Сиренко. — По аналогии с рынком сжиженного газа можно ожидать роста цена на 20-30%».
Евгений Головатюк