В информационном поле Украины практически незамеченным прошло утверждение новых образовательных программ для старших классов, с учетом исторических событий, произошедших в стране в течение последних двух лет. Эти изменения будут учтены, когда в 2017 году для школьников будут печататься новые учебники. «Страна» проанализировала новые программы. Наибольшей коррекции были поданы программы по географии, истории и литературе. Также любопытные изменения коснулись уроков по правоведению.
На географии изучат «Рошен»
Программа по географии была пересмотрена, как заявило министерство, с«украиноцентрической» точки зрения. Например, девятиклассникам предлагают изучать социальную и экономическую географию и рассматривать Украину, как часть мировой экономики с поправкой на реалии последних лет.
Что нового узнают школьники по географии? Прежде всего, теперь уроки по этому предмету в 9-х классах будут проходить в рамках «Украина и мировое хозяйство». В рамках курса школьники должны будут знать и характеризовать крупные промышленные предприятия своих регионов в сфере топливно-энергетического комплекса, химической, легкой и пищевой промышленности. Формально это значит, что в Киеве или Виннице будут изучать работу «Рошена», в Луцке или Черкассах — работу заводов корпорации «Богдан», в Одессе — Одесского припортового завода, на Донбассе — Азовсталь и НКМЗ, в Днепропетровске — Южмаш. На практических занятиях школьники будут рисовать на контурных картах страны Большой двадцатки. На отдельном уроке — будут изучать ООН, НАТО, Евросоюз.
Также школьники будут изучать показатели украинской экономики — валовый внутренний продукт Украины, секторальную структуру национального хозяйства.
По истории изучат Порошенко
Что касается изменений в истории, то в 9-м классе изучают историю до ХХ века. Поэтому события последних двух лет на этой программе не могли существенно отразиться.
Зато в программе по новейшей истории для 11 класса — внесены события по 2016 год. Вот темы, которые предлагаются школьникам:
— Обострение отношений с Российской Федерацией. Конфронтация вокруг острова Тузла. «Газовые» и «торговые» войны с Россией.
— Процесс европейской интеграции и его приостановление. Студенческий майдан. Евромайдан. Революция достоинства 2013-2014 гг. Небесная Сотня.
— Аннексия и временная оккупация Крыма Российской Федерацией. Агрессия России против Украины. Начало Антитеррористической операции (АТО) в Донецкой и Луганской областях.
— Досрочные президентские выборы 2014 Петр Порошенко. Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Боевые действия на востоке Украины (апрель 2014-2016 гг.). — - — Реакция мирового сообщества на агрессию Российской Федерации. Процесс мирного урегулирования: Минские соглашения и "нормандская четверка". Формирование гражданского общества. Социально-экономическое развитие Украины в 2014-2016 гг.
— Особенности культурного развития Украины (1991-2016 гг.). Религиозная жизнь. Изменения в системе национального образования. Основные тенденции развития науки. Литература и искусство. Евровидение 2005 и 2016 Развитие спорта и достижения украинских спортсменов. Чемпионат Европы по футболу в Украине и Польше 2012.
При этом рекомендаций, как именно будут изучать эти темы, в учебных программах еще нет.
Научат писать смс и e-mail`ы
Изменения коснулись украинского языка в школах с преподаванием на языках национальных меньшинств. Претерпел кардинальные изменения раздел «Деловой язык» для 10-11 классов. Теперь школьников будут учить писать электронные письма и SMS. При этом в программах нет упоминания, какие именно требования выдвигаются к таким перепискам. А вот официальные письма из программы убрали, потому что документы уже не соответствуют жизненным запросам.
В программе украинского языка для школ с русским языком обучения ввели тему «Мовна поведінка російськомовного патріота». Четких указаний, как именно должен говорить русскоязычный патриот, в этой программе нет.
Беззаконие жизни без Бога
Одни из самых больших правок были внесены в программы по литературе. Например, в программе по украинской литературе для 9 класса будет изучаться Библия в контексте познания и усвоения христианской морали. А в теме «Библия в жизни Тараса Шевченко» школьникам предлагается сделать вывод о «беззаконии жизни без Бога и осознанию Бога как высокого духовного оплота личности».
Булгакова и Куприна люстрировали
Настигли новации и программу мировой литературы. Оттуда исключили изучение «Собачьего сердца» Михаила Булгакова, а из программы для дополнительного чтения убрали «Гранатовый браслет» Александра Куприна, «Мальчика у Христа на елке» Федора Достоевского и еще ряд российских писателей.
На правоведение позовут полицейских
Любопытны изменения и программы по правоведению. Из новшеств — на практических занятиях учителя должны будут разъяснить детям особенности использования кредитных карточек и электронных продаж. А изучая раздел о юридических специальностях, теперь педагогам предлагается приглашать на уроки патрульных или офицеров полиции. При их участии школьники будут играть в ролевую игру «Моделирование ситуации — общение с полицией».
Комментируя новые учебные программы, эксперт по образованию Андрей Черных говорит «Стране», что они вызывают много вопросов.
«В отличии от учебных программ начальной школы, я не заметил такой активной дискуссии по учебным программам для 9 класса. Что хотелось бы отметить, постоянные изменения учебных программ по истории. Я за то, что бы дети знали настоящую историю Украины, но против постоянных изменений. Это работа историков, — говорит Черных. — Что касается дополнения учебных программ по украинской литературе для 9 класса вопросами Библии. У нас в стране отделено государство от церкви. И если есть в программе Библия, тогда, по идее, нужно добавить Коран, Тору. Нужно это? Очень сильно сомневаюсь. Поэтому это достаточно спорное нововведение».
Однако, можно услышать и противоположные претензии к Минобразования. Член ВО «Свобода» Александр Аронец и вовсе требует от ведомства прекратить воспитывать «вату», совершенно отменив изучение русского языка и литературы в учебных заведениях.
В свою очередь, политолог, руководитель аналитического Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев комментируя новшества школьных программ, сообщил «Стране», что видит в изменениях конъюнктурщину и политизацию образования.
«Взять, к примеру, "Собачье сердце". Очевидно, его убрали из программ, чтобы у молодого поколения не возникло аналогии между некоторыми деятелями постмайданной власти и Шариковым. Да и сама фигура Булгакова не вписывается в новую украинскую концепцию: киевлянин, который был критически настроен к УНР. Украиноцентризм в программах по географии объясняется тем, что наша власть и ее идеологическая обслуга считают, что вселенная вращается вокруг Украины. Но это не так, и нам регулярно бьют по носу, напоминая место Украины. — считает Золотарев. — К сожалению, химеры переползают из головы чиновников в школьные программы и рискуют дать детям ложное представление об Украине. Такое новое образование может оказаться очередной конъюнктурщиной. Нужно понимать, что патриоты должны быть патриотами в целом, а не украино- или русскоязычными. Когда школьная программа политизируется, людям насаждают идеологические догмы. Но это ни к чему хорошему не приведет. Более того, спустя несколько лет мы будем переписывать учебники и вновь тратить на это миллионы, чтобы исправить сегодняшние ошибки».