Саммит G20: плохие сигналы для Украины
Саммит Большой двадцатки, который пройдет 4-5 сентября в китайском Ханчжоу, похоже, станет точкой сборки всех крупнейших мировых проблем. Одной из них, безусловно, является украинский кризис. Мало того, что к участию в нем не приглашен президент Петр Порошенко (Украина не входит в число 20 крупнейших экономик мира) заявления, сделанные мировыми лидерами в канун саммита говорят, что ничего хорошего от него Киеву ждать не приходится.
Президент Барак Обама, чья каденция подходит к концу, выразил желание встретиться на полях G20 с Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Повестка ясно: Украина, Сирия, беженцы. Лидеры Франции и Германии встреч с Путиным не анонсировали, но сделали ряд интересных заявлений. Франсуа Олланд заявил о своем сожалении в отношении российских санкций, тогда как Ангела Меркель сказала, что рада была бы их отмене в случае прогресса в минском процессе. О Крыме никто не вспомнил.
Судя по первым сигналам, повестка саммита во многом носит примирительный характер. Владимир Путин уже явно не в изоляции. А наметившиеся в последнее время разногласия попытаются максимально сгладить в угоду целям более высокого порядка — достижения мира в Сирии и на Донбассе, решением важной для ЕС проблемы мигрантов.
Такая примирительная повестка бьет по интересам «партии войны» в Киеве. Война с Россией и режимом Путина возможно только при условии поддержания режима санкций. С его отменой или существенным ослаблением война власть уже не сможет говорить о поддержке всего цивилизованного мира, а война до победного конца будет полностью лишена ресурсов — Украина погрузится во хаос нарастающих внутренних проблем.
Тяжелая осень для экономики
Согласно опросу, проведенному информагентством Bloomberg среди экономистов, Украина попадает в тройку стран с самым высоким риском дефолта в ближайшие три года. Впереди — только Греция и Венесуэла. Украина не впервые оказывается перед угрозой дефолта. Осенью прошлого года уже был допущен так называемый «технический дефолт» при выплате еврооблигаций. Формально такой дефолт сильно осложняет отношения страны с внешними кредиторами — как на уровне государства, так и частного сектора.
Но в нынешней ситуации для Украины сложно что-либо усугубить. Крупные международные банки уже почти три года как не кредитуют Украину. Кредиты, которые Киев воспринимает как «помощь», предоставляет только МВФ, а за ним — правительства развитых страны и инфраструктурные финучерждения вроде Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка и Европейского инвестиционного банка. Точнее — не предоставляют. Очередной транш от МВФ серьезно задерживается, вследствие чего уже осенью гривна вновь может подешеветь, и очевидные проблемы возникнут то ли с прохождением отопительного сезона (требует закупка газа «Нафтогазом» за валюту), то с выполнением бюджета.
Но даже без учета кредитов МВФ экономику ждут системные проблемы, главная среди которых — низкие цены на экспортные сырьевые товары.
Украина — страна, которая экспортирует значительную часть своего ВВП, ее экспортная продукция почти не пользуется спросом на внутреннем рынке. Речь идет, прежде всего, о зерне, руде и сталепрокате. Цены на все три позиции на мировых рынках низкие и продолжают снижаться в виду падения экономической активности на традиционных для Украины рынках сбыта — в Европе, Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии. Наряду с ростом тарифов естественных монополий — «Нафтогаза» и «Укрзалізниці» предприятиям будет очень непросто пережить ближайшие полгода, многие начнут работать в убыток со всеми вытекающими последствиями для бюджета страны.
Радары вместо видефиксации, милиция вместо полиции
В Нацполиции не успевают осенью запустить по всей Украине систему видеофиксации нарушений ПДД. Поэтому правоохранители хотят вернуть на дороги радары.
После заявлений ведомства о необходимости вернуть на работу часть люстрированных милиционеров, эта новость говорит о развороте полицейской реформы на 180 градусов и фиксирует окончательный ее крах. То есть, МВД не справилось не только с новым качественным отбором людей в полицию (для такого отбора не нужно иметь ни высшего образования, ни опыта, достаточно быть лояльным интересам Майдана), но и с материальной составляющей реформы — оснащения улиц и дорог системами видеонаблюдения.
Присутствие на дороге инспектора с радаром существенно снижает число нарушений, — считают в МВФ. То есть старый проверенный годами прячущийся в кустах гаишник с радаром оказался более эффективным борцом с нарушением ПДД, чем полицейские в новой форме и на новеньких машинах. Возвращение на дороги радаров может сопровождать вполне вероятная отставка «реформаторского» министра внутренних дел Арсена Авакова. Круг полностью замкнется.