Вероятность крупных аварий на АЭС растет
В 2015 году было задокументировано 15 нарушений в работе украинских АЭС, что в полтора раза больше, чем в 2014 году, а также 13 раз станции отключались от сети, что почти в два раза больше, чем в позапрошлом году. За последние полгода ситуация только ухудшилась, поскольку уже было зафиксировано семь нарушений, что в два раза больше, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а плановых отключений от сети было 14, что тоже вдвое больше, чем в прошлом году.
«После доработки реакторов после Чернобыля, ядерной катастрофы как таковой быть не может, но крупные аварии могут быть. И вероятность этих аварий на сегодняшний день наращивается», — заявил соруководитель группы разработчиков программы реформирования атомно-промышленного комплекса Украины, экс-генеральный директор (1987-1992 г.г.) Чернобыльской АЭС Михаил Уманец на пресс-конференции в Киеве.
Экономическая катастрофа
По словам Уманца, состояние атомной энергетики Украины таково, что нас ждет не ядерная катастрофа, как любит пугать пресса, а экономическая катастрофа в стране.
«Из 15 атомных блоков, которые сегодня несут нагрузку в 55,7% от выработки всей электроэнергии на Украине, половину ждет остановка. Через четыре года у семи реакторов заканчивается срок эксплуатации. Этот срок надо продлевать, продление срока эксплуатации одного блока по предварительным нашим подсчетам обходится в $300 млн. В итоге получается $2,1 млрд, которые нужны в ближайшие четыре года.
Атомщик выразил серьезные сомнения в том, что правительство
Украины найдет эти деньги.
«Когда наше уважаемое правительство где-то вдруг урвет $200 млн, это уже такая победа, что уж дальше некуда! Но брать такие деньги абсолютно негде. А если не продлить срок эксплуатации атомных блоков, то в 2020 году мы потеряем 50% электроэнергии, а к 30 году атомная энергетика Украины прикажет долго жить. Ее не будет», — говорит Уманец.
Специалист убежден, что в результате бездарной политики, или вредительства, как руководства страны, так и руководства министерства, руководства НАЭК «Энергоатом» не сделано ровным счетом ничего, чтобы подготовить страну к замене уходящих из эксплуатации блоков.
«На всю проблему осталось семь с половиной лет. Сегодня для того чтобы ввести в эксплуатацию один блок, нужно от $3 млрд до $5 млрд. Где брать деньги? Даже если мы продлим сроки, но не начнем планово заменять выходящие из работы блоки, нас опять ждет коллапс электроэнергетики», — сообщил Уманец.
По оценке специалиста, состояние неатомной электроэнергетики Украины еще более плачевно — ее практически не существует, поскольку 80% ее мощностей абсолютно изношенны.
«На атомной энергетике сегодня держится безопасность всей страны. Экономическая безопасность, если хотите, социальная безопасность. А дальше — рабство, абсолютное», — подчеркнул Михаил Уманец.
Проблема с ОЯТ
Кроме того, специалист рассказал о проблеме обращения с отработанным атомным топливом, которая на сегодня абсолютно не решена на Украине. Все отработанное ядерное топливо российского происхождения с украинских АЭС, исключая Запорожскую, вывозится в Россию, но это делается по доброй воле РФ, потому что до сих пор не заключено соответствующее межправительственное соглашение.
«Есть контракт между «Укрэнергоатомом» и Красноярским горно-химическим комбинатом, куда вывозится топливо. Этот контракт каждый год подтверждается допсоглашением. Но на комбинате нужно строить специальный завод. Россияне это делать не обязаны и в любой момент могут отказаться забирать украинское отработанное ядерное топливо. Они имеют на это право, потому что с ними не заключено соглашение. Что мы тогда будем делать? Для его утилизации нужны огромные деньги», — напоминает специалист.
Политика и ядерная безопасность
При этом Михаил Уманец считает, что Украине не стоит связываться с компанией Westinghouse в вопросе строительства новых энергоблоков.
«Потому что тот тип ректора, который они предлагают, не позволяет создать свой замкнутый ядерный топливный цикл в Украине. Для Украины все равно, чья ядерная петля будет на шее — российская, американская, или чья-то другая. Нам надо вырваться из этого порочного круга. Реакторы Westinghouse этого сделать не позволяют», — считает атомщик.
Что касается использования топлива Westinghouse на украинских АЭС, то как подчеркнул Уманец, политика не должна лезть в безопасность атомной энергетики.
«А тут влазит политика. Ядерное топливо ставится на российские реакторы без согласования с главным конструктором. Мне трудно судить, — у меня нет столько знаний — можно это делать или нельзя. Эти знания есть только у главного конструктора. Там тоже политика — нашла коса на камень, чье топливо. Но мы-то права не имеем играться с безопасностью! Ни в коем случае, несмотря ни на какие политические моменты. Хватит нам одного Чернобыля. Не надо этого делать», — предупредил Уманец.
Энергетический коллапс уже на пороге
В заключение Михаил Уманец заявил, что проблема энергетического коллапса на Украине станет актуальной уже к зиме 2016-2017 года.
«Я боюсь, что уже к этой зиме нас ждут не веерные отключения, а веерные подключения по графику, который будет постоянно нарушаться», — прогнозирует атомщик.
Уманец также сообщил, что группа разработчиков подготовила проект программы реформирования атомно-промышленного комплекса Украины. Вместе с тем он отметил, что разработчики не будут опубликовывать программу до ее возможного утверждения, однако основные положения специалистам известны.
Глеб Суровягин
Оригинал публикации