Диверсионные действия Киева в Крыму могут вовсе подорвать минский процесс, опасаются наблюдатели. О том, что переговоры «нормандской четверки» не имеют смысла при подобном поведении Украины, заявил Владимир Путин. Встреча должна была состояться 4-5 сентября в Китае, на полях саммита G20. Участие в ней должны были принять Россия, Украина, Франция и Германия.
Опасная игра
«В этих условиях встречаться в «нормандском формате», тем более в Китае, бессмысленно, потому что, судя по всему, те люди, которые захватили в свое время власть в Киеве и продолжают ее удерживать, вместо поиска компромиссов, вместо того, чтобы искать способы мирного урегулирования, перешли к практике террора», — заявил российский президент накануне, после встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном.
«Это глупая преступная акция, то, что сейчас мы видели в Крыму. Глупая потому, что невозможно положительно повлиять на людей, проживающих в Крыму, таким способом, а преступная потому, что люди погибли», — сказал также президент.
Путин заверил, что российская сторона предпримет все необходимое, чтобы наказать виновных в гибели людей.
«Безусловно, мимо таких вещей проходить не будем», — заверил он. «Это покушение с негодными средствами, это очень опасная игра», — добавил президент.
Также он обратился к Западу с просьбой повлиять на Киев, если тот заинтересован в решении украинского вопроса.
«Я бы хотел обратиться еще к нашим американским и европейским партнерам. Думаю, для всех уже очевидно, что сегодняшние киевские власти не ищут способов решения проблем путем переговоров, а переходят к террору. Это очень тревожная вещь, — подчеркнул Путин. — Те, кто поддерживает сегодняшние власти в Киеве, должны все же определиться, чего они хотят: чтобы их клиенты и дальше занимались провокациями подобного рода, или они хотят все-таки реального мирного урегулирования».
Украинский президент Петр Порошенко еще накануне заявил, что обвинения в организации теракта — это «фантазии». С более детальными «пояснениями» позже выступил секретарь СНБО Александр Турчинов.
«Заявление Путина, которое стало продолжением истерических выдумок ФСБ, свидетельствует о том, что Россия планомерно готовится к обострению ситуации и срыву минских соглашений, — цитирует его портал «Сегодня». — Для того чтобы пойти на дальнейшую эскалацию конфликта, Путин не придумал ничего лучше дешевой театральной постановки ФСБ с самодельными взрывными устройствами», — сказал Турчинов, фактически обвинив Россию в инсценировке терактов.
К нему присоединился советник главы МВД Зорян Шкиряк.
«Что касается вчерашнего лживого заявления Путина, то сделано оно в лучших традициях КГБ и, собственно, коммуны фашистской идеологии. Когда нужно оправдать любые агрессивные действия в отношении той или иной стороны, делаются такие фейковые спецоперации по поводу появления каких-то террористов украинских и т.д. Собственно, для того чтобы в дальнейшем оправдывать эскалацию конфликта, которая, наверное, ждет нас на востоке, особенно в преддверии Дня независимости», — заявил он в эфире телеканала «112 Украина».
Западные лидеры пока что предпочитают воздерживаться от заявлений по поводу диверсии в Крыму.
«Минские решения игнорируются внаглую»
Зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников (КПРФ) считает, что России давно следовало бы выйти из переговорного процесса в формате «нормандской четверки».
«Только в первые моменты какие-то надежды на эти переговоры еще были… Вспомните пример с Януковичем. Была примерно такая же «нормандская четверка», только Россия отправляла от себя наблюдателя. Достигнутое с Януковичем соглашение было нарушено буквально на следующий день. Путин тоже, наверняка, понял со временем, что никакого конструктивного процесса не будет, а идет затягивание времени. Минские решения игнорируются внаглую», — сказал Калашников газете ВЗГЛЯД, добавляя, что Франция и Германия закрывали на происходящее глаза и все время пытались найти источник проблем в России.
Он убежден, что после истории с поимкой украинских диверсантов в Крыму у России появился веский повод прекратить свое участие в нормандском формате. В качестве аналогии он указал на президента Турции Реджепа Эрдогана, который сначала «нахлебался с Европой и Америкой, а потом его самого чуть не прихлопнули».
«Нормандский формат» изжил себя, потому что в сложившейся ситуации мы чуть не предали своих на юго-востоке, клюнув на миролюбивую риторику. А сейчас ни у кого нет иллюзий. Дело в поведении этих, с позволения сказать, политиков в отношении умиротворения или же призывов Порошенко и прочих по поводу выполнения минского соглашения», — отметил депутат.
Тем не менее Калашников полагает, что Путин с его сдержанностью «не будет выходить из нормандского формата».
«А то, что он не будет встречаться в этом формате в рамках G20 в Китае — это другой вопрос. Но на то он и президент, чтобы быть сдержанным», — считает депутат.
По мнению члена Общественной палаты, президента Фонда исследования проблем демократии Максима Григорьева, «нормандский формат» остается единственным форматом, который поддерживается с разных сторон, «ни одна из которых не хочет стать инициатором отказа от Минских соглашений».
«Однако после всего произошедшего Россия сделает достаточно серьезные выводы. По всей видимости, между Россией и Украиной идет достаточно серьезный непубличный диалог, в ходе которого украинская власть и Петр Порошенко выступают совершенно в другом формате — в формате просящей стороны, стороны, которая просит, чтобы Россия так или иначе не предпринимала к Украине действий, которые приведут к тяжелым результатам для самой Украины… Я думаю, что после этих враждебных украинских действий непубличный формат в значительной мере для Порошенко будет потерян», — сказал Григорьев газете ВЗГЛЯД.
«Эти действия были санкционированы сверху»
Что касается попытки прорыва в Крым диверсантов с территории Украины, то Леонид Калашников воспринял это как попытку напугать украинцев, которые в этом году впервые активно ездили отдыхать на полуостров.
«Украинские власти, конечно, испугались того, что как бы ни было сильно желание разорвать отношения на уровне государств, народы все равно тянутся друг к другу. Это проявилось еще во время голосования на конкурсе «Евровидение». Все украинцы проголосовали за русского парня. Это нужно было как-то обрубить. Они сделали это ценой гибели своей экономики, которая была завязана на Россию. Ничего не получили от Европы. Поэтому им не нужно, чтобы народы тянулись друг другу. В один момент украинцы могли бы спросить у своего руководства: ради чего вся эта затея? Думаю, это отчасти связано с попыткой прорыва диверсантов. По-иному я не могу это интерпретировать», — считает Леонид Калашников.
В свою очередь Григорьев назвал последние события в Крыму кардинальным шагом, показывающим нежелание украинских властей руководствоваться Минскими соглашениями.
«Попытка террористического акта имела место не со стороны экстремистско-террористической организации «Правый сектор» и не со стороны карательных батальонов, а со стороны подразделений Министерства обороны Украины. Более того, в прикрытии этой операции участвовала тяжелая бронетехника минобороны Украины. Совершенно очевидно, что эти действия были санкционированы сверху и осуществлялись с непосредственной санкции политического руководства Украины. Это очень серьезный знак, что Украина не собирается выполнять минские соглашения и переходит на прямые враждебные позиции по отношению к России не только в формате риторики, но и в формате реальных враждебных действий», — подытожил Григорьев.
Андрей Резчиков, Екатерина Нерозникова