Власть согнала в Киев тысячу бойцов Нацгвардии только для того, чтобы провести суд по делу бойцов «Торнадо», обвиняемых в тяжких преступлениях (изнасилованиях, грабежах, убийствах), но так и не решилась доставить их в суд. За день до назначенного заседания в СМИ просочилась информация о том, что «торнадовцы» якобы готовят обнародовать некий компромат на представителей нынешней власти. Отложенный суд, судя по всему, даст время для размышлений и обвиняемым, и обвинителям.
Опять не справились с «Торнадо»
Прошлое судебное заседание по делу боевиков «Торнадо», назначенное на 6 августа, отменили, поскольку не смогли доставить обвиняемых в суд. Судебное заседание должно было состояться 9 августа. Такие меры имели смысл: последнее заседание, прошедшее 2 августа, сопровождалось массовыми беспорядками, которые устроили сторонники обвиняемых. Пока они сражались с представителями МВД, в зале суда подсудимые обливали фекалиями прокуроров. Судебное заседание было сорвано.
Такое поведение обвиняемых — всего лишь маленький реалистичный штрих к их образу, сложившемуся после ареста «героев АТО» и расформирования их подразделения. У них были изъяты мобильные телефоны, на которые боевики снимали совершаемые ими убийства, изнасилования, пытки и истязания жителей Донбасса.
На днях нардеп Татьяна Черновол рассказала, что, по ее данным, «торнадовцы» насиловали детей, мужчин, похищали и убивали мирных жителей.
Один обвиняемый уже получил реальный срок — 6 лет тюрьмы — за изнасилование жительницы Донецкой области. Однако его коллеги не захотели повторить этот путь.
Тайные переговоры
За день до заседания 9 августа в ряде украинских СМИ была опубликована информация о том, что боевики «Торнадо» готовы начать говорить весьма неприятные вещи для нынешней власти. В частности, они пообещали рассказать, кого из нынешних депутатов Рады они сопровождали в ходе переговоров с представителями ДНР и ЛНР.
Поскольку имена так и не были названы, очевидно, что это была попытка «торнадовцев» надавить на своих высоких покровителей. Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник в комментарии Ukraina.ru рассказал, о чем между проходящими по делу «Торнадо» обвиняемыми и представителями власти идет торг.
«Вопрос контрабанды, вопрос неформальных переговоров, которые постоянно реализовывались, проходил при содействии добровольческих батальонов, и они очень много знают весьма нелицеприятного о многих депутатах, политиках, людях, которые занимают высокие посты в государстве. И «торнадовцы» в какой-то мере шантажируют этих людей, шантажируют власть сливом этой информации, что может стать еще одним дестабилизирующим фактором», — полагает эксперт.
Эти переговоры опасны для представителей украинской власти при любом их исходе.
Украина на распутье
Дело «Торнадо» может стать Рубиконом для украинского общества и президента Порошенко. Если оно будет объективно расследовано и преступники будут наказаны, то это будет означать начало конца власти добробатов. Ведь в действительности бойцы роты МВД «Торнадо» далеко не самые худшие представители украинских добровольческих батальонов.
«Эти насильники из «Торандо» еще довольно безобидные ребята по сравнению с теми бандами, которые орудуют в зоне АТО. Те целенаправленно наняты Аваковым и прочими мразями, которые совершили госпереворот, для того, чтобы своими зверствами раскачать Восток и заставить людей взяться за оружие. Потому что если бы не было войны, эти твари (пришедшие к власти после Майдана — ред.) не удержали бы власть и не смогли бы такие квинтильоны денег намародерить на контрабанде и грабеже военного бюджета», — считает адвокат Татьяна Монтян.
Однако некоторые представители добровольческих батальонов в полной мере осознали эту угрозу. 2 августа к зданию Оболонского райсуда пришли не только «отмороженные» сторонники «Торнадо». Протестующих возглавляли экс-комбат добробата «Донбасс», нардеп Семен Семенченко и его коллега по Верховной Раде Игорь Мосийчук, в прошлом замкомбата неонацистского полка «Азов».
В данный момент украинская политическая элита слаба и с трудом может себе позволить открытое противостояние с вооруженными радикалами, благодаря которым им в свое время удалось получить и укрепить свою власть.
«Те, кто пришел к власти после переворота 2014 года, воюют, в том числе и между собой, и пожирают друг друга. Я им могу только пожелать приятного аппетита», — заявила Монтян.
Однако заигрывание с боевиками, в частности заведомо несправедливый оправдательный приговор, усилит позиции правых и еще больше ослабит государство.
Монополия на насилие
Если дело «Торнадо» развалится, как и многие другие подобные дела, то можно будет констатировать: паралич украинского государства усугубляется и реально власть принадлежит правым и радикальным структурам.
«Тут одно из двух: или существуют такого рода объединения, отряды, или существует государство. Поскольку они постоянно конкурируют за право применять насилие — одну из ключевых функций государства. Без этой функции государства не существует», — подчеркивает Бортник.
Если эту борьбу за место под солнцем выиграют ультраправые, то уровень доверия к государству станет настолько низким, что бизнес начнет решать свои проблемы с помощью радикальных группировок, а не государственных структур. Государство будет разваливаться на какие-то фрагменты, не наделенные реальной властью. Это огромный риск.
«Такую ситуацию сложно представить себе где-нибудь в США, Германии или России. Люди, совершившиеся такого рода преступления и замахнувшиеся на функции государства, были бы моментально наказаны, причем самым жестоким и показательным способом», — отмечает Руслан Бортник.
Шансы на победу
Сейчас Киев подвергается серьезнейшему международному давлению, в том числе и из-за проблемы радикалов. Ни Европе, ни Штатам не нужны татуированные неонацисты, так портящие созданную в западных СМИ картинку молодой украинской демократии.
«Теперь Порошенко и компанию насилуют минским процессом, говорят, давайте прекращать войну, и они вынуждены теперь нейтрализовать всех этих отморозков, которые уже нажрались крови и готовы применять свои навыки, приобретенные в зоне АТО, в мирной жизни, в мирном Киеве. Поэтому их надо утилизировать», — отмечает Монтян.
Укрощение правых стало ключевой задачей для президента Порошенко. Судебный процесс по боевикам «Торнадо» как раз является попыткой такого укрощения. У Порошенко нет общественной поддержки, его рейтинги малы. Так что можно констатировать: у нынешней украинской власти ограниченный набор реальных инструментов для борьбы с вооруженными, идеологически настроенными батальонами.
«Тут нет «темных» и «светлых» — все «серые». Думаю, что в конечном итоге они сторгуются, договорятся. Кто-то получит условные сроки, кого-то освободят, дело будет затягиваться до бесконечности, пока не потеряет актуальность, а потом эти люди тихонько выйдут на свободу», — полагает Бортник.
Альтернативой может стать открытое противостояние с ультраправыми, фактически еще одна гражданская война. У Киева не так много возможностей разрубить этот гордиев узел. Только быстрые и решительные действия могут решить проблему добробатов и доказать, что украинское государство до сих пор существует.