Ультиматум Эрдогана
Заявление министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу о том, что Анкара вынуждена будет денонсировать соглашение по мигрантам с ЕС, если до октября Турция не получит обещанного ей безвизового режима с Евросоюзом, прозвучало не иначе как ультиматум. Очевидно, что целью этого ультиматума является не получение собственно безвизового режима, сколько желание отрезвить турецкое общество — никакого безвиза не предвидится. С ультиматумом или без. Молниеносная реакция немецких политиков подтверждает правильность этого утверждения. «Мы не на турецком базаре», — заявил лидер ХДС Андреас Шойер, исключив возможность предоставления турком права на безвизовый въезд в ЕС.
Кажется, всем полегчало. И Эрдогану, и брюссельским чиновникам, которым больше не нужно выдумывать очередных отговорок, поясняя, почему безвизового режима не видать. Да просто потому, что не до того сейчас Брюсселю. Когда переговоры о безвизовом режиме начинались с Анкарой, а затем с Киевом мы все жили в другом мире. Без войны в Донбассе, в Сирии, без терактом в Ницце, Мюнхене и Стамбуле, без сотен тысяч беженцев. Без острейшего противостояния между Западом и Россией, без приближающихся выборов в США с высокими шансами на победу Трампа и перспективой разворота внешней политики самого «мирового полицейского».
Эрдоган, который удачно использовал вялую попытку госпереворота для ликвидации собственных политических оппонентов, уже не хочет быть сдерживаем ничем. И в последнюю очередь бесперспективной перспективой получения безвизового режима. И он четко дал это понять своим согражданам, развеяв надежды даже самых отчаянных оптимистов. Турция вступает в новую политическую реальность. Равно как и Европа, а, возможно, — сами Штаты. Турецкий ультиматум истекает в октябре, результаты американских выборов станут ясны уже в начале ноября. Надвигается большая волна.
Устрашение Ефремовым
Дело Александра Ефремова, некогда второго человека в Партии регионов после самого Виктора Януковича, наблюдатели назвали не иначе как актом устрашения. Ефремова уже арестовывали. Его судили. И его оправдали. Ефремов отошел от партийных дел, был на виду и, казалось бы, уже никого не интересовал. Достаточно вспомнить покаянную речь Ефремова сразу после победы Майдана о предательстве Януковича и его ближайшего окружения. Такой «сепаратист» угрозы уже не представляет. Но как пример для устрашения политических конкурентов и партнеров сгодится.
Арест Ефремова дал «горячим головам» повод говорить о том, что рядом с ними должны сидеть и лидеры Оппозиционного Блока Юрий Бойко и Сергей Левочкин. Плюс, конечно, активность в копилку Луценко. Плюс зрелища — с ростом тарифов и падением реальных доходов улица будет требовать их все больше.
В этом деле сгодятся любые инструменты — и судья, на котором клеймо ставить негде. Который и националистов может посадить, и «оранжевых», и «синих», и беспартийных. Который сам ходил под уголовных делом, которому угрожали физической расправой. Нужно очень любить закон, чтобы оставаться при этом всем независимым. Безумно любить, превозмогая инстинкт самосохранения. Сгодится и другой бывший «регионал» Валентин Ландик, который сам сидит на крючке у закона. Точнее не он, а его сын, избивший несколько лет назад в луганском кафе «Баккара» некую модель Коршунову. Отвратительное видео попало в интернет, вызвало резонанс еще до Майдана. Сына в прошлом году оправдали, но, видимо, не за просто так.
Критики в весе «пера»
Дональд Трамп сделал малозаметное для американской повестки дня заявление и сенсационное для Украины заявление: Америка вполне может признать Крым российским, ведь по его, Трампа, данным жители полуострова сами хотели в Россию. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков назвал заявление кандидата в президенты США «постыдным», его бывший шеф, экс-премьер Арсений Яценюк заявил, что Трамп перешел все границы дозволенного и «бросил вызов всему свободному миру». Президент Петр Порошенко вдумчиво не сказал ничего.
Реакция украинских политиков показала: Киев не просто пользуется поддержкой «всего цивилизованного мира» в лице Вашингтона, но уповает на поддержку конкретной политической элиты, ныне находящейся у власти. При этом каким бы «маргиналом» ни был Трамп с точки зрения украинских политиков (имен большинства из которых в Вашингтоне даже никто не знает), он — официальное лицо, кандидат в президенты, представляющий мнение десятков, а может и сотен миллионов американских избирателей. Более того, это кандидат с высокими шансами на победу — последние социсследования фиксируют лишь 6%-е отставание Трампа от Хиллари Клинтон.
На эти ли 6% уповают Аваков, Яценюк и подобные. И что будет с ними, если до ноября это соотношение изменится не в пользу Клинтон?