Москва выразила готовность рассмотреть возможность восстановления прямого авиасообщения с соседней страной — теперь все зависит от позиции украинских властей, которая стала инициатором приостановки полетов.
«Это больше зависит от украинской стороны. Мы готовы к возобновлению диалога по любому из обозначенных вопросов как целиком, так и по частям», — заявил министр транспорта России Максим Соколов.
Соколов сообщил, что переговоры по этому вопросу не ведутся. Несмотря на это, по его словам, позиция России остается неизменной: отмена ограничений полностью либо по отдельным направлениям — транзитного сообщения или двухстороннего — в сложившейся ситуации выгодно обеим сторонам.
Действующие ограничения вынуждают пассажиров переплачивать за билеты, чтобы добраться до Украины из России и наоборот с пересадкой в других странах, прежде всего речь идет о Белоруссии, некоторые пассажиры летят через страны, куда могут въезжать без виз. Причем наибольший урон такое решение Киева нанесло именно гражданам Украины, именно они составляли около 70% от числа пассажиров, которые совершали полеты из России на Украину и обратно.
Кроме того, авиаперевозчики вынуждены закладывать дополнительные расходы на топливо из-за того, что длительность полета увеличилась из-за необходимости лететь в обход Украины, а аэропорты двух стран теряют прибыль от авиакомпаний, которые раньше платили за размещение бортов. Ярким примером стал киевский аэропорт «Жуляны», откуда вылетали многие рейсы в Россию.
Глава совета директоров аэропорта Денис Костржевский предупреждал, что предприятие понесет значительные финансовые потери после отказа от сотрудничества с российскими партнерами. По его словам, в частности, авиакомпания «Трансаэро» совершала ежедневно три полета в «Жуляны» и платила аэропорту около 7 млн гривен, или $340 000, в месяц.
В свою очередь, авиакомпания «Международные авиалинии Украины» была вынуждена повысить стоимость билетов на другие направления, чтобы компенсировать убытки от приостановки полетов в Россию. По расчетам перевозчиков, в среднем условная «нагрузка» на одного пассажира составит минимум $2.
Накануне введения взаимных ограничений на полеты Максим Соколов оценил потери как российских, так и украинский авиаперевозчиков в 7-8 млрд рублей. Однако в этой ситуации есть выигравшие стороны, в первую очередь, это Белоруссия. Сразу после введения ограничений компания «Белавиа» предложила свои транспортные услуги. Рейсы через аэропорт Минска, который является базовым для этой фирмы, стали самыми короткими по времени для полетов между Россией и Украиной. К декабрю 2015 года белорусский перевозчик не только увеличил количество рейсов из Украины в 2,2 раза по сравнению с концом 2014 года, но и расширил географию полетов: если раньше самолеты этой авиакомпании выполняли рейсы только из аэропорта «Жуляны», то теперь и из аэропортов Одессы и Харькова.
Напомним, согласно постановлению Кабинета министров, с 25 октября 2015 года Украина закрыла воздушное пространство для самолетов российских авиакомпаний, а также ввела запрет на транзит бортов с товарами военного назначения. Позиция Киева заключалась в том, что российские авиакомпании нарушили украинское законодательство, выполняя полеты в Крым, который позиционирует как незаконно аннексированный регион Украины. Тогда премьер-министр страны Арсений Яценюк сказал, что «самолетам с российскими триколорами нечего делать в аэропортах Украины». В ответ Москва была вынуждена ввести «зеркальные меры».