Спикер украинской Верховной Рады Андрей Парубий предсказал в августе-сентябре активизацию боевых действий в Донбассе. И предложил в связи с этим оставить нардепов без летних каникул.
Как сообщает ИА «Интерфакс-Украина», вопрос о продлении текущей четвертой сессии, которая согласно календарному плану заканчивается 22 июля, будет вынесен на рассмотрение парламентариев уже в ближайшие дни.
Парубий предлагает законодателям поработать без отпуска до 6 сентября, когда должна начаться следующая — пятая — сессия Рады. А чтобы поддержать их депутатский задор на должном уровне рассказывает страшные сказки про «российские оккупационные войска».
«Разведка сообщает о планах врага на август — начало сентября по активизации серьезных боевых действий на фронте», — цитируют спикера парламента украинские СМИ.
По его словам, «Кремль всеми силами пытается» расшатать ситуацию на Украине. Для чего (если верить Парубию) буквально берет «незалежную» в клещи — разрабатывает сценарии «милитаристских атак» и планы по созданию «искусственного политического кризиса» в стране.
В этих условиях, считает председатель Рады, «крайне важно, чтобы парламент мог быстро и эффективно собираться и давать ответ на вызовы».
Понятно, что эскапады Парубия про коварные планы Кремля сродни шизофреническому бреду. Но какой смысл с таким маниакальным упорством нагнетать истерию страха среди депутатов Рады, которые и так в большинстве своем не питают нежных чувств к нашей стране?
— Продление парламентской сессии необходимо сейчас представителям власти. Президенту — в первую очередь, — комментирует ситуацию директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. — Для того чтобы в случае, если они все-таки смогут договориться по целому ряду законов в рамках сотрудничества с МВФ и в рамках Минских соглашений, у них всегда была возможность быстренько собрать депутатов и тишком-нишком проголосовать. Такой подход — понятно — вовсе не гарантирует, что в этих документах будет прописано все то, что подразумевают минские договоренности.
Мы, например, знаем, что есть серьезная угроза, что Украина в одностороннем порядке попробует принять законы о выборах в Донбассе и об особом статусе Донбасса. В тексте «Минска-2», напомню, четко прописано, что эти два документа должны быть согласованы с представителями Донецкой и Луганской народных республик. Однако некоторые «западные партнеры» предлагают руководству Украины принять в одностороннем порядке эти законы, обещая потом через свои подконтрольные СМИ представить это как выполнение Киевом условий Минских соглашений.
«СП»: — А что, по-вашему, стоит за словами Парубия об активизации боевых действий в Донбассе? Упоминая Россию в негативном ключе, не готовит ли он, таким образом, международное общественное мнение к очередному наступлению ВСУ?
— Парубий, как известно, сам по себе неадекватен. Чему есть документальное подтверждение. Он представляет так называемую «партию войны». И если мы посмотрим на ту риторику, которую используют представители, условно говоря, этой группы в украинском политикуме, то здесь, собственно, ничего не меняется.
Хотя, конечно, не может не настораживать тот факт, что сейчас очень многие ключевые должности в стране занимают люди, мягко говоря, политически близорукие, которые, к примеру, призывают повторить хорватский сценарий в Донбассе.
Конечно, они готовят общественное мнение — и на Западе, и в самой Украине — к тому, что резко могут активизироваться военные действия в Донбассе. И, естественно, они это будут представлять, как «ответ на агрессию» ДНР и ЛНР.
«СП»: — У Парубия речь идет об «агрессии со стороны российских оккупационных войск»…
— Как мы понимаем, подобная постановка вопроса изначально абсурдна. Этот человек не пользуется фактами и проверенной информацией. Он просто тиражирует те идеи, те месседжи, которые ему необходимо тиражировать. Это параллельная реальность, которая совершенно не соотносится с той, которая действительно существует. Но он играет свою роль.
То есть, к этому точно так же и надо относиться. Как к одному из аспектов информационной войны, которую ведет Украина.
«СП»: — Если бы речь шла только об информационной войне… Недавно спикер сокрушался, что у Европы сейчас свои проблемы, в Америке скоро выборы. Им не до Украины. Вот в этих условиях не захочет ли Киев устроить в Донбассе очередную кровавую бойню?
— Вполне возможно. Почему и существуют варианты развития негативных сценариев ситуации в Донбассе. В Киеве понимают, что интерес к Украине уже не тот, и с каждым днем он падает. Если его не подогревать какими-то действительно ярко-жёсткими новостями, то пройдет еще два-три месяца и про «незалежную» просто забудут.
У европейцев после Brexit свои проблемы, гораздо более важные, чем Украина. Штаты же входят в предвыборную ситуацию, и она уж точно не будет позитивно влиять на то, что для Америки Украина станет ключевым каким-то моментом.
Поэтому существует очень большой риск, что украинская власть пойдет на любые провокации не только в ДНР и ЛНР, но и на собственной территории. Чтобы потом, обвинив во всем Россию и руководство республик, снова привлечь к себе внимание мирового сообщества.
«СП»: — Можно ли предотвратить этот негативный сценарий, чтобы собственные граждане снова не стали для Киева разменной монетой?
— К сожалению, все население Украины сегодня находятся в заложниках этой власти. И ей абсолютно безразлична судьба этих людей, их настоящее и будущее.
А предотвратить новую бойню мы можем только тем, что максимально широко будем освещать ситуацию в СМИ. Чтобы на Украине люди читали и видели (благодаря интернету, к счастью, такая возможность есть), что подобные планы готовятся и вполне могут быть реализованы.
— Украинская сторона заинтересована в нагнетании напряженности и в обстрелах, поскольку не хочет выполнять свою часть Минских соглашений, — считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, — И поскольку нет возможности сказать, кто первый выстрелил, всегда есть вероятность и возможность обвинить другую сторону. И как бы вернуться к своей установке, что «до тех пор, пока не обеспечена безопасность, мы не можем идти по пути голосования за нужные законопроекты, предусмотренные Минскими соглашениями».
Поддержание обстановки напряженности, истерической атмосферы «Русские идут!» и «Кремль наступает!» — это в интересах таких руководителей как Парубий. Да, и Порошенко тоже. Поскольку выполнять «Минск-2» не хочется. А нужны какие-то оправдания. Потому что «старшие товарищи» говорят, что нужно выполнять.
Однако Порошенко удалось убедить «старших товарищей» в том, что «мы не можем выполнять. Поскольку ведутся обстрелы». Никто не опроверг, по крайней мере, информацию о том, что прорыв украинских танков десять дней назад под Дебальцево через линию соприкосновения — это фактически «разведка боем» Вооруженных сил Украины.
«СП»: — Парубий не об этой разведке говорил?
— Мне кажется, к этим словам спикера всерьез относиться не стоит. Что касается продления сессии, то здесь, я думаю, превалируют личные мотивы.
«СП»: — Например?
— Парубий даже в детских мечтаниях не мог представить, что будет вознесён на такую высокую должность. Ему бы где-нибудь в Тернопольском районе возглавлять местный совет — это его уровень. А он оказался на вершине власти, стал председателем парламента огромной страны.
Если сейчас Рада уйдет в отпуск, то что он? И кто он? Ему хочется сидеть во главе. Кроме того, эти мотивы как бы демонстрируют его желание работать…
«СП»: — Но сам он обосновывает тягу к деятельности тем, что «русские оккупанты активизировались»…
— А что он должен говорить? На самом деле, мне кажется, мало, кто всерьез к этому относится. Но я не могу с уверенностью это утверждать. Потому что работает пропаганда телевизионная, которая зомбирует большую часть населения, некритические мыслящую. И эти люди могут считать, что парламент должен продолжать работать для того, чтобы, например, объявить военное положение.
Другое дело, что Порошенко не пойдет на это. Это точно не в его интересах. Он может рассказывать в Варшаве или еще где-то, что «это отечественная война». Но когда радикалы требуют объявления военного положения, он делает вид, что этого не слышит.
«СП»: — Почему?
— Ситуация, действительно, непростая. У нас, с одной стороны, президент говорит, что это «отечественная война», «оккупанты», «агрессия». С другой стороны, у нас действует международное соглашение между Украиной и Россией о дружбе, партнерстве и стратегическом сотрудничестве.
Его не денонсировали, в общем-то, по понятным причинам. Потому что там есть пункт о гарантиях границ. А если одна сторона его денонсирует, то, соответственно, все гарантии снимаются, и возвращается ситуация, которая была до распада Советского Союза. Ясно, что украинская власть на это пойти не может.
Светлана Гомзикова