«Ищем постоянных волонтеров в Москве. Спасибо за репост». Такое объявления известный украинский благотворительный фонд, который помогает тяжелобольным детям, разместил на своей странице в ФБ.
Волонтерская контрабанда
Итак, нужен ответственный человек, который бы скупал в московских аптеках необходимые препараты и отправлял их в Киев. Как это работает: в случае необходимости координатор по закупке связывается с волонтером в Москве, пересылает ему копию рецепта на лекарство, волонтер ищет этот препарат. Украинский координатор передает деньги и получает лекарство в Киеве. Схема может меняться, но об этом договаривается уже координатор и волонтер.
«В идеале, нужны самостоятельные и ответственные люди, у которых есть налаженные контакты и в Москве и в Киеве, так как организация доставки лекарства затрагивает две страны. Контакты должны быть надежными, так как речь идет о передаче дорогих лекарств и немалых сумм денег. А также было бы хорошо, если бы у волонтера уже были налажены отношения с аптечными сетями»- говориться в объявлении.
Иными словами, речь идет о контрабанде лекарственных средств. Более того, следует понимать, что товары медицинского назначения надлежит хранить и транспортировать надлежащим образом. Может ли обеспечить эти стандарты волонтер? Конечно, нет. Может ли обеспечить специальные условия перевозки водитель грузовика или проводник поезда? Тоже нет. Но именно такие вот лекарства спасают жизни онкобольных детей, которые проходят лечение в киевских клиниках. Потому что, государство не состоянии обеспечить больницы препаратами в необходимом объеме.
Больше налогов — меньше лекарств
Коллизия возникла из-за того, что дистрибьюторы медикаментов считают, что не должны платить 7%-налог на ввоз этих препаратов, а украинское налоговое ведомство считает иначе. Вот пока искали компромисс, родители больных детей вынуждены были закупать лекарства самостоятельно.
Министерство здравоохранения гарантировало, что 25 препаратов из 87 необходимых для лечения будет поставлено в больницы до донца июля. Но это не имеет смысла, ведь для прохождения курса пациенту необходим полный спектр лекарств. И отсутствие хотя бы одного из препаратов делает бесполезным все лечение.
В 2016 году государство выделило всего 60% от необходимой суммы на обеспечения онкобольных. Но и этой части средств больницы не получили. Последний раз препараты закупались в начале 2015 года. Катастрофическая ситуация и с обеспечением больных гемофилией, диабетом, ВИЧ-инфицированных. Это при том, что лечение этих больных должно покрываться за счет госбюджета, так предписывает закон. Пациенты вынуждены покупать лекарства за свои средства. А это неподъемные суммы для рядового украинца: например, один день пребывания в блоке интенсивной терапии в среднем обходится $200в. Эти средства не компенсируется государством, так как это не предусмотрено законом. Но если некоторые онколекарства можно найти в аптеках или на черном рынке (есть и такое явления в украинской фармацевтике), то препараты для ВИX-больных — невозможно достать вообще.
Коррупция на жизни и смерти
Наконец, международная организация ЮНИСЕФ в рамках международных закупок лекарств, купила для Украины препараты от ВИЧ/СПИДа. Однако и здесь не обошлось без скандала: по оценкам организации «Медицинский контроль» препараты были приобретены по ценам, которые на 86% выше, чем обеспечивало Министерство здравоохранения в 2014 году. Таким образом, закупки ЮНИСЕФ для лечения ВИЧ/СПИДа оказались провалом, как считают эксперты. Они не только не дали обещанной экономии, но и оказались сильно завышены. Вся закупка была закрытой. Три четверти лекарств уже куплены, поступили на склады. Эти расходы лягут на плечи украинских пациентов.
Тем временем по данным ЦРУ США по итогам 2015 года Украина заняла второе место по коэффициенту смертности среди 225 государств, уступив лишь африканской стране Лесото.