5 июля в Верховной Раде было праздничным. Депутаты шутили, вешали плакаты на трибуне и готовились к по-своему судьбоносному для них голосованию, которое предваряла речь генерального прокурора Украины Юрия Луценко.
«Кто-то в этом зале, я это слышу, ищет повода не голосовать за привлечение к уголовной ответственности задержание и арест под предлогом того, что нарушена буква регламента. Мол, должно быть три представления. Если это так, лучше этим депутатам помолчать и не голосовать. Не надо показывать, что вы, которые нарушали регламент десятки раз в день, именно сегодня вспомнили об этом стратегическом документе. Это напоминает монашку, которая пошла работать в бордель, но хочет, чтобы с ней обращались как с Наташей Ростовой», — громил Луценко с трибуны нардепов.
Во время проникновенной речи о необходимости борьбы с коррупцией на руке Генпрокурора поблескивали часы ULYSSE NARDIN в корпусе из белого золота стоимостью в $30,4 тыс. или в 22 его зарплаты.
Рада готовилась снять неприкосновенность, а потом — дать разрешение на привлечение к ответственности и аресту народного депутата из объединения «Воля Народа» Александра Онищенко.
Итог голосования был для Онищенко неутешителен: 275 его коллег одобрили привлечение нардепа к ответственности, 265 — поддержали представление на задержание Онищенко, а после — 263 парламентария одобрило арест депутата.
Самому Онищенко не пришлось использовать свои навыки участника Олимпийской сборной Украины по верховой езде и уходить от погони в стиле «вестернов». Он решил не возвращаться на Украину, хотя ранее заявлял, что будет решительно отстаивать свою честь в Киеве.
Члены президентской фракции в парламенте заявили об историчности момента.
«Это маленькая победа всех. Но в первую очередь общества, журналистов и активистов, которые вопреки сопротивлению политиков, дискредитации следствия и круговой поруке заставили систему подчиниться закону. Это и есть один из результатов Майдана», — отметил Мустафа Найем.
Ни о какой победе в борьбе с коррупцией речи и не идет, уверены политологи. Речь об «очковтирательстве».
Не можешь прекратить — возглавь
«Если замполит не может прекратить пьянку, он должен ее возглавить», — гласит советская армейская мудрость. По подобной схеме действуют и в руководстве Украины.
«Идет зачистка поля. Вся украинская политика взращена на газовых деньгах. И даже если взять и потрясти самых пламенных люстраторов с чистыми и честными глазами, у них из карманов выпадут пахнущие нефтью и газом доллары. О чем свидетельствует «дело Онищенко»? Системно бороться с коррупцией никто не собирается. На Украине с коррупцией не борются, ее упорядочивают», — отмечает в комментарии Ukraina.ru политолог Андрей Золотарев.
По его словам, в стране сформировался тренд на борьбу с коррупцией: это требует и население страны, и западные партнеры Украины.
«Дело Онищенко свидетельствует об упорядочивании коррупции. Если бы с ней боролись реально, то протокол бы составили на президента. Сидели бы «три друга» президента Порошенко. Он же цитировал Ли Куан Ю. А там есть деятели вроде Кононенко, Грановского и иже с ними. Никто из окружения Порошенко не сел», — отмечает Золотарев.
Высказывание Ли Куан Ю, которое цитировал Порошенко, звучит так: «Начав бороться с коррупцией, первым делом посадите трех своих друзей. Вы знаете за что, и они знают за что». По словам Золотарева, даже те дела, которые были инициированы — например дело в отношении нардепа из «Народного фронта» Николая Мартыненко, которого НАБУ подозревало в получении многомиллионной взятки за разрешение на поставки оборудования на атомные электростанции Украины— закончились ничем, ведь они касались приближенных к власти.
Таким образом, власть действует по максиме, высказанной в свое время руководителем фашистской Италии Бенито Муссолини: друзьям — все, врагам — закон.
Онищенко «попал» из-за его прошлого и политической ориентации. Золотарев уверен, что нардепа выбрали в качестве «ритуальной жертвы на ниве борьбы с коррупцией». При этом остальных депутатов, которые своих сдают неохотно, пришлось принудить к «правильному» решению.
«Сегодняшнему голосованию предшествовала двухнедельная информационная накачка», — отмечает Золотарев.
Онищенко принесли в жертву чтобы хоть частично отмыть имидж прокуратуры. За два дня до снятия неприкосновенности с «коррупционера Онищенко» под давлением нардепов и главы ГПУ суд отпустил подозреваемого в преступлениях в зоне АТО Валентина Лыхолита.
«Дело Лыхолита — это за гранью добра и зла. К сожалению, та ситуация, которую мы увидели, показала, что государства и закона нет. Когда подается представление на арест, а, думаю, это было согласовано на уровне замглавы ГПУ, а затем сам генпрокурор приезжает и выступает в качестве адвоката подозреваемого — это полный крах судебной и правоохранительной системы», — уверен Золотарев.
В «беспринципную борьбу с преступностью» со стороны ГПУ и НАБУ не дает поверить и следующий факт: Онищенко спокойно уехал из страны, несмотря на все громкие заявления. Фактически, власти предупреждали нардепа о дате, когда тот может пройти «точку невозврата».
Он уехал жить в Лондон?
После голосования Рады Онищенко рассказал о своем будущем. По его словам, сейчас он находится в Австрии. Но будет ли он там оставаться — не ясно.
«Я знал о том, какое будет решение, еще утром. Поэтому я не в Киеве… Сейчас я в Австрии. Ну где в мире можно получить статус политического беженца? Буду изучать. Англия, наверное. Мне нравится Лондон, красивый город», — делился планами на будущее беглый депутат.
Он не будет выступать, как ранее планировал, за олимпийскую сборную Украины по конкуру в Рио-де-Жанейро.
Лишь в одном уверен «ускакавший» от прокуроров депутат: он будет бороться с действующей властью.
«Закончилась жизнь Онищенко-бизнесмена, начинается жизнь другого Онищенко — человека, который 24 часа в сутки будет тратить на то, чтобы помочь украинскому народу бороться с этой безумной и преступной властью», — отметил теперь уже бывший представитель власти.
Впрочем, возможно слова Онищенко сказаны им «для форсу». Ведь то, как Онищенко уезжал, свидетельствует: не очень-то и хотели ловить. Более того, сейчас беглому депутату борцы с коррупцией своими же руками создают все условия для безмятежной жизни за рубежом.
«Сегодня НАБУ проводит обыск у адвокатов Онищенко. Это специфический подход, который может осложнить преследование Онищенко за пределами Украины. В Европе и США крайне негативно относятся, когда доказательства по делу добываются путем обыска у адвоката подозреваемого», — отмечает Золотарев.
И тут одно из двух: либо с Онищенко разыграли «договорняк», либо уровень профессионализма украинских прокуроров и прочих антикоррупционеров настолько «высок», что ни о каких результативных расследованиях и преследовании преступников не может идти речь.