В ходе стремительного наступления подразделения Национальной гвардии, полиции и Службы безопасности вместе с прокурорским десантом овладели сразу несколькими плацдармами на западе Украины. Операция «Бурштын» (он же Янтарь) проводится на территориях Ровенской, Житомирской и Волынской областей. Взяты в плен один местный прокурорский чин, один криминальный авторитет и несколько бандитов и чиновников помельче. Идут обыски и выемки. Стратегическая задача — вернуть под контроль государства добычу красивого и полезного ископаемого. В операции задействованы более полутысячи силовиков, по масштабу и тем более освещению в прессе она значительно превосходит попытки перехода в наступление на востоке, в районе Дебальцево.
Незаконная добыча янтаря, в которой принимают участие тысячи местных жителей, включая пенсионеров и малолеток, стала символом беспомощности украинской власти. В результате использования техники и инструментов — от экскаваторов и мотопомп до детских лопаток — огромные территории представляют собой теперь лунный пейзаж. Всенародный промысел сопровождается столь же масштабными контрабандой, криминалом и коррупцией. Европейский рынок янтаря лихорадит от украинского «левака», страна несет большие репутационные издержки — то есть, лишний раз позорится.
И вот теперь этому будет положен конец, — заявляют начальники. Местные жители и независимые эксперты считают, что имеет место очередная туфта и показуха, в смысле фейк и пиар. Потому что операция кончится, а народ останется. И ему все так же будет хотеться есть, а других источников существования и места приложения сил государство ему не указало. И не поставишь на каждом квадратном метре необозримого Полесья полицая с ружьем. Именно полицаями называет правоохранителей местное население, которое ненавидит нынешнюю власть едва ли не лютее, чем жители отделившегося Донбасса.
Раньше, до второго Майдана, янтарный бизнес тоже был весьма криминализован — как и все в стране, финансовые цепочки шли от каждой ямки до самого политического верха, но все же был некий порядок, и кое-что даже доходило до бюджета. Когда старая «крыша» рухнула, наступили хаос, анархия и самодеятельность. И вот теперь, похоже новая власть решила построить свою «крышу». Проблема лишь в том, что нынешняя власть слаба и разобщена, и все в ней кто в лес, кто по дрова.
Кстати о лесе и дровах. Прямо сейчас все мы наблюдаем течение огромной экологической и социальной катастрофы в Карпатах, где стремительно сводятся на нет лесные покровы. Скоро станут они совсем лысыми, а населенные пункты просто смоет грязью вместе с жителями. И национальная гвардия не поможет. Украинское государство не способно остановить самоубийственную вырубку леса и контрабандную продажу его за рубеж. Добавим сюда и принявшую в последние годы массовый характер незаконную и, соответственно, не обложенную налогом выработку песка, гранита и других нерудных материалов.
Много еще чего можно внести в список. А причина одна — ни население, ни бизнес, ни регионы не хотят делиться с государством доходами. Не видят смысла и не испытывают страха. Все области ставят вопрос, а некоторые партии лоббируют в центре создание неких свободных экономических зон. В современных условиях, когда никакого инвестора в Украину не заманить и обеспечить контроль невозможно, это означает одно — мы не хотим платить налогов, мы не хотим сотрудничать с государством. То есть базовый социальный контракт, при котором центр обеспечивает закон, безопасность, свободы и права человека, а жители ему за это платят, постепенно отменяется. Граждане и провинции не понимают, зачем им этот Киев, что он им дает, кроме регулярных повышений тарифов и мобилизаций. И каждый выживает как может. Пока не продадут последнюю каплю янтаря и срубят последнее дерево.