Нет пути на Восток: зачем РФ перекрыла транзит украинских грузов в Казахстан и Киргизию - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нет пути на Восток: зачем РФ перекрыла транзит украинских грузов в Казахстан и Киргизию

Читать в
1 июля президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, которым приостановил транзит грузов из Украины в Казахстан и Киргизию по российской территории. Таким образом Россия полностью заморозила торговлю Киева с этим странами. В причинах произошедшего разбиралась Ukraina.ru

1 июля президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, которым приостановил транзит грузов из Украины в Казахстан и Киргизию по российской территории. Согласно документу, транзит тех украинских грузов, которые направляются через российскую территорию в Киргизию и Казахстан и при этом облагаются таможенными пошлинами при поставках в РФ, полностью запрещен.

В министерстве экономического развития и торговли Украины считают, что эта российская мера приведет к обрыву торговых связей с государствами Средней Азии.

«Указанные изменения могут временно вызвать полную остановку транзита товаров из Украины через территорию РФ не только в Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, но и в третьи страны», — отмечают в украинском министерстве.

Опрошенные же Ukraina.ru российские экономисты отмечают — причины указа не только экономические, но и политические.

А изучение динамики импорта-экспорта свидетельствует: Казахстан и Киргизия — не приоритетные направления украинской торговли.

Не бешбармаком единым

Когда Украина говорит о приоритетности среднеазиатского направления для своей экономики, она несколько лукавит.

По данным Государственной службы статистики Украины, с января по апрель текущего года это государство импортировало в Казахстан продукции на $122 млн, а импортировала — на $88 млн.  В сравнении с экспортом — импортом этого же периода предыдущего года — это 52% и 77% соответственно. Если верить данным украинского минэкономики, Казахстан не входит даже в первые 15 стран по объему экспортируемых в них Украиной товаров.

Более того, если сравнить объем экспорта в Казахстан с объемом экспорта в охваченный войной Ирак, где часть государства и вовсе контролируется боевиками «Исламского Государства», то выяснится, что эта ближневосточная страна экспортировала украинских товаров на сумму в $142 млн. А соседняя с Украиной Молдавия — на сумму в $136 млн.

Что касается Киргизии, то объем украинского экспорта в страну всего около $10 млн или одна треть от аналогичного периода предыдущего года, а импорт из страны составил $340 тыс — почти половина стоимости одного Rolls-Royce Phantom — машины, которая не в диковинку на киевских дорогах.

Для сравнения, экспорт Украины в небольшую и небогатую Албанию за январь-апрель 2016 года составил те же $10 млн.

Почему же Украина столь болезненно восприняла этот запрет? Ответ в показателях экспорта украинских товаров в другую страну — Россию. Только по официальным данным за первый квартал 2016 года он составил $921 млн. Фактически — РФ — самый большой импортер украинских товаров. Но это то, что учтено и в рамках закона.

А вот объем так называемого «серого экспорта» никто точно определить не берется.

«Не зря этот экспорт называется теневым — точные объемы его никто назвать не может», — отмечает в комментарии Ukraina.ru экономический эксперт РИСИ Александр Роджерс.

О размерах проблемы могут рассказать следующие цифры: в 2015 году ежемесячно в РФ ввозили по «серым схемам» 5 тыс. тонн одной лишь украинской молочной продукции, — уверяли сами украинские эксперты.

Такое положение дел Россию не устраивало. В январе 2016 года президент РФ подписал указ «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации».

В соответствии с документом, украинские грузы могли ехать через территорию РФ в Казахстан только с Белоруссии и только опечатанные. Указ действовал до 1 июля, когда его дополнили словами «в Киргизию» и ввели временный запрет на транзит тех украинских грузов, которые направляются через российскую территорию в Киргизию и Казахстан и при этом облагаются таможенными пошлинами при поставках в РФ.

Последствия военных «перемог»

Опрошенные Ukraina.ru экономисты считают, что причины ужесточения норм не только экономические, но и политические.

«Киевский режим ведет себя явно провокационно, и в отношении него вводят санкции. Скорее всего, это связано с очередной попыткой наступления в Донбассе. Как только Киев пытается разжигать войну, против него вводятся штрафные санкции», — отмечает Роджерс.

С ним солидарен другой российский экономист — Михаил Хазин.

«Совершенно очевидно, что Украина — недоговороспособный партнер. Единственный способ с ней договариваться — это принуждать ее к миру. Я склонен считать, что в очередной раз сделана попытка заставить украинские власти вести себя цивилизованно. Кстати, не думаю, что попытка будет удачной», — отмечает Хазин.

А пока Украина готовится ввести ответные меры.

«Нами подготовлены адекватные меры в ответ, которые будут введены безотлагательно», — говорится в заявлении Кабинета министров Украины по этому поводу.

Меры, правда, не уточняют. Пока украинское правительство сообщило, что для постоянного мониторинга ситуации работают оперативный штаб и горячие линии Минэкономразвития и Мининфраструктуры. Кроме того, в правительстве пообещали пожаловаться на Россию в ВТО и другие международные организации и попросить своих международных партнеров оказать давление на РФ.

А значит, между странами вполне возможна новая торговая война, что нанесет и без того некрепкой экономике Украины существенный урон. В очередной раз за военную авантюру руководства страны будут рассчитываться рядовые украинцы.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала